Теологические концепции в творчестве Оливье Мессиана

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galina Ye. Kaloshina

Аннотация

В статье рассматривается воздействие неокатолической теософии ХХ века (Г.Марселя, Т. де Шардена, Х. Бека и других теологов) на мировоззрение и художественные идеи сочинений Мессиана. Автор показывает, что Мессиан выступает проповедником идей догматов и чуда христианской Веры, человеком Традиции, представляя в ряде сочинений концепцию религиозно-философской трагедии с зоной Просветления в финале. Ведущим уровнем драматургии является философско-символический, где композитор раскрывает знаки и символы христианского вероучения через канонические и неканонические средства. Католическая парадигма неотомизма допускает сложный синтез выразительных ресурсов разных тысячелетий во имя торжества идей Веры и христианской Церкви-Любви.       

Ключевые слова: французская музыка ХХ века, Христианская традиция в музыке, трансценденция, литургия, символ в музыке, мистерия

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kaloshina, G. Y. (2011). Теологические концепции в творчестве Оливье Мессиана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 9(2), 92–97. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/535
Раздел
Музыка в системе культуры

Библиографические ссылки

1. Бердяев Н. А. Самопознание. – М.: ДЭМ, 1990.
2. Виноградова В. С. О текстах и комментариях О. Мессиана к фортепианному циклу «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1 (2).
3. Губман Б. Л. Современная католическая философия: человек и история. – М.: Высшая школа, 1988.
4. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Церковь. Человек // Путь. Международный философский журнал. Основан Н. Бердяевым. – 1992. – № 2. – С. 183–201.
5. Екимовский В. А. Оливье Мессиан. – М.: Музыка, 1978.
6. Калошина Г. Концепция религиозно-философской трагедии, её особенности и разновидности в истории симфонии Х1Х–ХХ вв. // Проблемы современной музыкальной культуры: тез. докл. науч.практ. конф. – Ростов-на-Дону, 1991. – С. 20–24.
7. Калошина Г. Е. Черты мистерии во французской музыке ХХ века // Муз. академия. – 2008. – № 3. – С. 144–158.
8. Кимелёв Ю. Современная западная философия религии. – М.: Мысль, 1989.
9. Кривицкая Е. Органное творчество Оливье Мессиана в зеркале национальных традиций // Муз. академия. – 1999. – № 1. – С. 225–232.
10. Оливье Мессиан. «Вечная музыка цвета…»: речь на конференции в Нотр-Дам. Перевод и коммент. Е. Кривицкой // Муз. академия. – 1999. – № 1. – С. 233–235.
11. Путь. Международный философский журнал. Основан Н. Бердяевым. –1992. – № 2.
12. Розеншильд К. К. Религия и музыка современного Запада // Сов. Музыка. – 1964. – № 8. – С. 107–116. 13. Розеншильд К. К. О. Мессиан // Сов. музыка. – 1975. – № 2. – С. 121–128.
14. Самюэль К. Беседы с Мессианом // Сов. музыка. – 1982. – № 2. – С. 104–109.
15. Хаймовский Г. О творчестве и теории Мессиана // Сов. музыка. – 1965. – № 10. – С. 119–123.
16. Шнеерсон Г. М. Французская музыка ХХ века. – Изд. 2-е. – М.: Музыка, 1970.
17. Marcel G. Ehre et avoir // Journal Metaphysique (1928-1933). – P., 1968. – V. I.
18. Teilhard de Charden P. Le milieu divin. Essai de la vie instrumente. – P., 1964.