Т. Манн – П. Хиндемит: миф «Гармонии мира»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
и родовой памяти, художник ХХ века стремится запечат-
леть человеческую норму в образе целостного бытия. Тема
творчества в её духовно-нравственном звучании становится
ключевой для искусства. Жанровый синтез, которым отмечен
почти весь ХХ век, выводит в смежные поля художественно-
го опыта. Оперно-симфоническая диада П. Хиндемита «Гар-
мония мира» аккумулирует в себе большой контекст гумани-
стической культуры ХХ, частью которого являются романы
Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья». Зеркаль-
ные поля их творчества выявляют законы и способы постро-
ения художественного целого, основой которого является
миф Мировой гармонии. Целью статьи является постижение
концепции композиторского замысла П. Хиндемита путём со-
поставления с литературным творчеством Т. Манна. Поэтика
мифологического романа, сформулированная Е. Мелетин-
ским, а также мифолого-символический метод анализа музы-
кальных партитур Н. Бекетовой позволяют найти текстовые
и смысловые параллели сюжетов Манна и Хиндемита. Ми-
фолого-символический ракурс исследования представляет
оперное сочинение в поле сопряжения смыслов, идентичных
знаковым сочинениям Т. Манна. Вне временная логика сим-
волического пути героя (Кеплера = Фауста) выстраивает не-
мецкий миф «Гармонии мира».
Ключевые слова: Пауль Хиндемит, Томас Манн, симфо-
ния «Гармония мира», философский мифологический роман,
экзистенциальный миф, архетип, мифологема
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Beketova N. V. Tragicheskoe i satiricheskoe v operah Shostakovicha: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Tragic and the Satirical in Shostakovich’s Opera: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1991. 24 p.
3. Blok A. A. Krushenie gumanizma [The Breakdown of Humanism]. Sobr. soch.: v 6 t. [Collection of Works in 6 Volumes]. Vol. 4. Moscow, 1982, pp. 327–347.
4. Levaya T. N. Leontyeva O. Paul’ Hindemit. Zhizn’ i tvorchestvo. [Paul Hindemith. Life and Work]. Moscow, 1974. 460 p.
5. Mann T. Germaniya i nemtsy [Germany and the Germans]. Hudozhnik i obshhestvo. Stat’i i pis’ma [The Artist and Society. Articles and Letters]. Moscow, 1986, pp. 303–327.
6. Meletinskiy E. M. Poetika mifa [The Poetics of Myth]. Moscow, Nauka, 1976. 406 p.
7. Laas J. Paul Hindemith Motetten zur Weihnachtszeit ein Beitrag zur Kirchenmusik. Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Heft 88, 2004, S. 95–114.
8. Hindemith P. Die Harmonie der Welt. Oper in fünf Aufzügen. B. Shott’s Söhn: Mainz, 440 S.