Т. Манн – П. Хиндемит: миф «Гармонии мира»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra V. Melnikova

Аннотация

Остро реагируя на очевидный процесс утраты культурной
и родовой памяти, художник ХХ века стремится запечат-
леть человеческую норму в образе целостного бытия. Тема
творчества в её духовно-нравственном звучании становится
ключевой для искусства. Жанровый синтез, которым отмечен
почти весь ХХ век, выводит в смежные поля художественно-
го опыта. Оперно-симфоническая диада П. Хиндемита «Гар-
мония мира» аккумулирует в себе большой контекст гумани-
стической культуры ХХ, частью которого являются романы
Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья». Зеркаль-
ные поля их творчества выявляют законы и способы постро-
ения художественного целого, основой которого является
миф Мировой гармонии. Целью статьи является постижение
концепции композиторского замысла П. Хиндемита путём со-
поставления с литературным творчеством Т. Манна. Поэтика
мифологического романа, сформулированная Е. Мелетин-
ским, а также мифолого-символический метод анализа музы-
кальных партитур Н. Бекетовой позволяют найти текстовые
и смысловые параллели сюжетов Манна и Хиндемита. Ми-
фолого-символический ракурс исследования представляет
оперное сочинение в поле сопряжения смыслов, идентичных
знаковым сочинениям Т. Манна. Вне временная логика сим-
волического пути героя (Кеплера = Фауста) выстраивает не-
мецкий миф «Гармонии мира».

Ключевые слова: Пауль Хиндемит, Томас Манн, симфо-
ния «Гармония мира», философский мифологический роман,
экзистенциальный миф, архетип, мифологема

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Melnikova, A. V. (2015). Т. Манн – П. Хиндемит: миф «Гармонии мира». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 89–93. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.089-093
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexandra V. Melnikova, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Александра Владимировна Мельникова – соискатель кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Beketova N. V. Russkiy muzykal’nyy mif: metodologiya smyslopostizheniya [The Russian Musical Myth: Methodology of Comprehension of Meaning]. Muzyka i muzykant v menyayushchemsya postsovetskom prostranstve [Music and Musicians in the Changing Post-Soviet Space]. Rostov-on-Don, 2008, pp. 232–252.
2. Beketova N. V. Tragicheskoe i satiricheskoe v operah Shostakovicha: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Tragic and the Satirical in Shostakovich’s Opera: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1991. 24 p.
3. Blok A. A. Krushenie gumanizma [The Breakdown of Humanism]. Sobr. soch.: v 6 t. [Collection of Works in 6 Volumes]. Vol. 4. Moscow, 1982, pp. 327–347.
4. Levaya T. N. Leontyeva O. Paul’ Hindemit. Zhizn’ i tvorchestvo. [Paul Hindemith. Life and Work]. Moscow, 1974. 460 p.
5. Mann T. Germaniya i nemtsy [Germany and the Germans]. Hudozhnik i obshhestvo. Stat’i i pis’ma [The Artist and Society. Articles and Letters]. Moscow, 1986, pp. 303–327.
6. Meletinskiy E. M. Poetika mifa [The Poetics of Myth]. Moscow, Nauka, 1976. 406 p.
7. Laas J. Paul Hindemith Motetten zur Weihnachtszeit ein Beitrag zur Kirchenmusik. Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Heft 88, 2004, S. 95–114.
8. Hindemith P. Die Harmonie der Welt. Oper in fünf Aufzügen. B. Shott’s Söhn: Mainz, 440 S.