Семантика «имён попевок» и их музыкальное наполнение в контексте сравнительных византийско-русских исследований

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galina V. Alekseyeva

Аннотация

Автор исследует семантику названий певческих формул русского знаменного распева в контексте сравнения с греческой этимологией смысла музыкального оборота в византийской монодии на материале русской певческой азбуки Библиотеки Академии наук БАН 32.16.18 XVII века, привлекая обширные сведения сравнительной лингвистики, музыкальной медиевистики, семиотики искусства, философии и эстетики средневековой культуры. Сравнительные исследования демонстрируют такие приёмы терминологического самоопределения в знаменном распеве, как транспозиция, ментализация этимологии греческих оборотов, их калькирование (по методологии Е. Верещагина), визуализация знаков, а также собственно русское терминотворчество. Полученные результаты вскрывают новые подходы в медиевистике, позволяющие иначе взглянуть на механизмы адаптации византийской традиции на Руси.

Ключевые слова: семантика «имён попевок», механизмы адаптации византийского искусства на Руси

 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alekseyeva, G. V. (2011). Семантика «имён попевок» и их музыкальное наполнение в контексте сравнительных византийско-русских исследований. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 8(1), 16–19. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/448
Раздел
Горизонты музыкознания

Библиографические ссылки

1. Алексеева Г. В. Византийско-русская певческая палеография. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.
2. Алексеева Г. В. Дискурс понятий: византийский Агиополит и русская теория музыки // Этот многообразный мир музыки. Приношение Марку Генриховичу Арановскому: сб. ст. к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: ГИИ, 2010. – С. 102-114.
3. Алексеева Г. В. Сакральный след греческого имени в интонации русской знаменной попевки: новые подходы в изучении вопроса адаптации певческой традиции (на материале русской певческой азбуки XVII века из Библиотеки Академии наук 32.16.18) // Коммуникации в искусстве и науке: сб. матер. конф. из цикла «Григорьевские чтения». – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2010. – С. 69-84.
4. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. – М.: Мысль, 1992.
5. Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. – М.: Индрик, 2001.
6. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. – Л., 1988.
7. Грачёва Т. А. (Демьянчук) Терминология певческих теоретических руководств XV-XIX вв. // Древнерусское песнопение. Пути во времени. – СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2005. – Вып. 2. – С. 49-65.
8. Карастоянов Б. П. Попевки знаменного роспева. По материалам певческой книги Праздники, новая истинноречная редакция. Рукопись конца XVII в. – М. ГИМ, Синодальное певческое собрание № 41. – Wien, 2008.
9. Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII веков. – Минск: Экономпресс, 2001. – С. 54.
10. Металлов В. М. Русская семиография: из области церковно-певческой археологии и палеографии. Издание императорского Московского Археологического института им. Императора Николая II-го. – М., 1912.
11. Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения // Труды Московского Археологического общества. Т. 1. Вып. 2, 1867.
12. Alekseeva Galina. Earthly and Divine in the «Soglasnik» from the Russian singing ABC book of the XVII century from the Library of Academy of Science 32.16.18. // The 3RD International Conference on Orthodox Church Music «State, Church and Nation in Orthodox Church Music» Joensuu, Finland. 8 – 14 June 2009. – The International Society for Orthodox Church Music, 2010, p. 276-287.
13. Thibaut J.B. Monuments de la Notation ekphonetique et hagiopolite de l’eglise grecque. – S. Petersburg, 1913.
14. ΘΕΟΡΗΤΙΚΟΝ ΜΕΓΑ ΤΗΣ ΜΟΥΣΙΚΗΣ ΧΡΥΖΑΝΘΟY ΤΟY ΕΚ ΜΑΔΥΤΟΝ¸ ΕΝ TΕΡΓΕΣΤΗ¸ 1832, 222 p. + 66 p.