О проявлениях семантики тональности в творчестве С. В. Рахманинова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Ghenebart

Аннотация

Статья рассматривает образную сферу минорных тональностей, наиболее часто встречающихся у Рахманинова. Материалом для наблюдений послужили все его произведения, написанные в до-диез миноре, а также фрагменты его эпизодического использования. В ходе анализа выявлены повторяющиеся гармонические формулы, определяющие относительную устойчивость образной сферы этой тональности в творчестве Рахманинова. Выделены две «образные зоны» до-диез минора: в одной преобладает модус возвышенной скорби, другая выражает апокалипсические предчувствия. Пример использования Рахманиновым до-диез минора ярко свидетельствует о том, что за одной тональностью может «закрепляться» определённая сфера родственных художественных образов.

Ключевые слова: образная сфера тональности, мотивы-символы, барочная символика, фонический контраст, каденционные формулы

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ghenebart, O. V. (2012). О проявлениях семантики тональности в творчестве С. В. Рахманинова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 10(1), 80–83. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/409
Раздел
Музыкальная поэтика, риторика и семантика

Библиографические ссылки

1. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века. – Л.: Сов. композитор, 1990.
2. Кандинский А. И. «Симфонические танцы» Рахманинова (к проблеме историзма) // Советская музыка. – 1989. – № 2. – С. 92–100.
3. Кандинский-Рыбников А. А. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). – М.: МГК, 1995. – С. 90–109.
4. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. – М.: МГК.
5. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
6. Назайкинский Е. В. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). – М.: МГК, 1995. – С. 29–41.
7. Назайкинский Е. В. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. – М.: КомКнига, 2007. – С. 44–69.
8. Рахманинов С. В. Литературное наследие. Т. 2. Письма. – М.: Сов. композитор, 1980.
9. Чигарёва Е. И. Миф у Моцарта. Миф о Моцарте // Миф. Музыка. Обряд. – М.: Композитор, 2007. – С. 139–150.