Архитектурные метафоры и лексика в терминологии музыкальных форм XIX века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina N. Vanovskaya

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей функционирования архитектурных метафор и лексики в терминологии музыкальных форм XIX века. В общекультурном контексте эпохи романтизма выявляются аналогии архитектурных и музыкальных композиционных принципов, связанных с воплощением концепта формы как «здания». Автор рассматривает архитектуру как важный арсенал терминообразования в выработке собственно музыкального понятийного аппарата, обосновывает актуальность проблемы исследования метафоры в  современной музыкальной науке.

Ключевые слова: архитектурные метафоры, лексика, музыкальные формы, архитектоника, композиция

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Vanovskaya, I. N. (2012). Архитектурные метафоры и лексика в терминологии музыкальных форм XIX века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 10(1), 23–27. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/398
Раздел
Музыка в системе культуры

Библиографические ссылки

1. Галеев Б. М. О романтической синестезии «музыка – архитектура»: от Шеллинга до Гёте, и далее – без остановок // Мир романтизма: материалы междунар. конф. – Тверь: Изд-во ТГУ, 2000. – Вып. 3. – С. 90–96. 2. Праут Э. Музыкальная форма / пер. с англ. С. Л. Толстого. – Изд. 2-е. – М.: Изд-во П. Юргенсон, 1917.
3. Римский-Корсаков Н. А. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств, или музыкальная драма. 1892 г., 18–24 августа // Полн. собр. соч. – М.: ГМИ, 1963. – Т. 2. – С. 47–61.
4. Римский-Корсаков Н. А. Наброски по эстетике. План I сочинения о музыкальном искусстве // Полн. собр. соч. – М.: ГМИ, 1963. – Т. 2. – С. 65–67.
5. Римский-Корсаков Н. А. Наброски по эстетике. План II сочинения о музыкальном искусстве // Полн. собр. соч. – М.: ГМИ, 1963. – Т. 2. – С. 67–70.
6. Симоненко М. А. Архитектурная метафора в языке и речи: автореф. дис. … канд. филолог. наук. – Курск, 2009.
7. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. С. Ценова. – М.: Музыка, 2007.
8. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. – СПб.: Лань, 2002.
9. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001.
10. Чайковский П. И. Второе симфоническое собрание. – Бенефис г-жи Патти // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / вступит. ст. М. Овчинникова. – Л.: Музыка, 1986. – С. 72–79.