Н. Я. Мясковский о «форме» и «содержании» в музыке (на примере его статьи о Н. К. Метнере)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Dmitry B. Gorbatov

Аннотация

В статье впервые даётся подробный сравнительно-критический анализ триады терминов А. А. Потебни и Н. Я. Мясковского «внешняя форма», «внутренняя форма» и «содержание» с точек зрения современной лингвистики и общей семиотики. Попутно выделены и классифицированы три аспекта плана выражения музыкального высказывания: форма-структура, форма-текст и форма-процесс; также высказано сомнение в целесообразности понятия «внутренняя форма» применительно к музыкальному произведению и отмечен субъективизм Мясковского в его оценке музыки Глазунова. В русле науковедческой концепции В. И. Вернадского показано, что научное заблуждение Мясковского, во-первых, закономерно способствует становлению научной истины, а во-вторых, ставит вопросы, до сих пор остро актуальные для междисциплинарного гуманитарного знания.

Ключевые слова: Николай Мясковский, Николай Метнер, Борис Асафьев, Александр Глазунов, Александр Потебня, Владимир Вернадский, музыкальная форма, музыкальное содержание, музыкальная эстетика, общая семиотика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gorbatov, D. B. (2012). Н. Я. Мясковский о «форме» и «содержании» в музыке (на примере его статьи о Н. К. Метнере). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 10(1), 12–18. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/396
Раздел
Горизонты музыкознания

Библиографические ссылки

1. Барсова И. А. Опыт этимологического анализа // Сов. музыка. – 1985. – № 9. – С. 59–66.
2. Булгаков М. А. Белая гвардия. – М.: Правда, 1989.
3. Вернадский В. И. О научном мировоззрении (1902) // Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис Пресс, 2002. – С. 184–241.
4. Виноградов В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1972.
5. Высоцкая Л. Н. Проблема музыкально-эстетического предмета в контексте отечественного музыкознания конца XIX – начала XX века: дис. … канд. философ. наук. – Владимир, 2004. – URL: http:// www.dissercat.com/content/problema-muzykalnoesteticheskogo-predmeta-v-kontekste-otechestvennogomuzykoznaniya-kontsa
6. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики / пер. с нем. и вступит. ст. Г. А. Лароша. – М.: П. Юргенсон, 1895.
7. Гершкович Ф. М. Веберн и его учение // Гершкович Ф. М. Статьи. Заметки. Письма. Воспоминания. – М.: Сов. композитор, 1991. – С. 60–75.
8. Мечковская Н. Б. Семиотика. Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Академия, 2007.
9. Мясковский Н. Я. Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика (1913) // Мясковский Н. Собрание материалов: в 2 т. / ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1964. – Т. 2. – С. 115–125.
10. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. – М.: Музыка, 1984.
11. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – С. 17–200.
12. Сетевая энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/lingvistika/VNUTRENNYAYA_ FORMA_SLOVA.html?page=0,0