Синтез балета и сюиты в творчестве Дариуса Мийо
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Балет – один из ведущих жанров в творчестве выдающегося французского композитора ХХ века Дариуса
Мийо. Непреходящий интерес композитора к этому жанру объясняется его особой зрелищностью, возмож-
ностями сопоставлений разных характеров в рамках единой сюжетной линии, простотой и ясностью форм,
символической природой танца, раскрывающего глубину смысловых подтекстов, соединением классиче-
ских традиций и новых радикальных идей.
Отталкиваясь от факта особой роли синтеза искусств в ХХ столетии и органичного использования
синтезирующего начала в творчестве Д. Мийо, автор статьи утверждает, что одним из значимых для ком-
позитора микстов является воздействие на его балеты признаков сюитного жанра. Обоснование тяготения
Мийо к данному типу синтеза основано на исторических предпосылках взаимовлияния его составляющих
– связях с итальянской комедией масок, а также на том, что в XVI веке под термином балет подразумевали
хореографические номера под музыку популярных танцев. Автором выделяются два пути взаимовлияния
исследуемых жанров: насыщение балетного спектакля свойствами сюиты, позволяющее атрибутировать
сюитную природу произведений, и прямое «перерастание» балета в сюиту, когда один жанр становится
поводом для создания на его базе – другого. Исследование этих форм синтетического единства, осущест-
влённое на основе одноактного балета «Бык на крыше» и балетной сюиты «Сны Иакова», позволило кон-
статировать разную степень проявления в названных балетах таких черт сюитного жанра, как опора на
танцевально-жанровую основу, номерная структура, доминирование принципа контраста, композиционная
простота разделов целого.
Ключевые слова: балет, сюита, синтез жанров, Дариус Мийо, французская «Шестёрка», «Бык на крыше»,
«Сны Иакова».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vyazovkina V. A. Problemy neoromantizma v zapadnoevropeyskom baletnom teatre 1900–1930-kh godov: evolyutsiya obraza geroya-tvortsa: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Issues of Neo-Romanticism in Western European Ballet Theater from the 1900s to the 1930s: the Evolution of the Image of the Creator Hero: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 212 p.
3. Kobzeva M. S. Brazil’skaya tema v tvorchestve D. Miyo [The Brazilian Theme in the Works of Darius Milhaud]. Stat’i molodykh muzykovedov [Articles of Young Musicologists]. Edited by V. N. Demina. Rostov-on-Don, 2014, pp. 15–24.
4. Kokoreva L. M. Darius Miyo. Zhizn’ i tvorchestvo [Darius Milhaud. Life and Art]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 335 p.
5. Krasovskaya V. M. Balet [Ballet]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yu. V. Keldysh. Volume 1. Moscow, 1973, col. 296.
6. Kenlyan S. Osobennosti tsikloobrazovaniya v zapadnoevropeyskoy instrumental’noy muzyke pervoy poloviny XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Special Features of Cycle Formation in Western Instrumental Music of the First Half of the 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2011. 182 p.
7. Miyo D. Moya schastlivaya zhizn’ [Milhaud D. My Happy Life]. Moscow: Kompozitor, 1999. 395 p.
8. Pirozhkova Yu. S. Problema zhanrovo-stilevogo sinteza v baletakh D. Miyo i A. Petrova na temu sotvoreniya mira [The Problem of Genre and Stylistic Synthesis in the Ballets of Darius Milhaud and Andrei Petrov on the Subject of the Creation of the World]. Sovremennye aspekty khudozhestvennogo sinteza v muzykal’nom iskusstve: sb. st. [Contemporary Aspects of Artistic Synthesis in Music: a Compilation of Articles]. Rostov-on-Don, 2009, pp. 216–224.
9. Lynn R. B. Milhaud. The Magazine for Serious Record Collectors is the property of Fanfare. 2015. Mar- Apr. 2015, pp. 390–391.
10. Lynn R. B. Milhaud L’Orestie d’Eschyle. Ibid., pp. 393–395.
11. Mason D. Darius Milhaud’s spoken word recordings. Classical Recordings Quarterly. March 2011, Issue 64, pp. 20–23.
12. Matthew-Walker R. Darius Milhaud – Une Vie Heureuse Milhaud. Classical Recordings Quarterly. Summer 2014, pp. 92–93.
13. Snook P. A. Milhaud Le Train Bleu. The Magazine for Serious Record Collectors is the property of Fanfare. July-August 2013, pp. 446–447.
14. Solum J. Milhaud’s Sonatine for Flute and Piano: A Masterwork from the Jazz Age. Essay Flutist Quarterly. July 2013, pp. 26–29.