Преломление античной традиции в современной музыкальной культуре понтийских греков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Интерес к культуре и эстетике Древней Греции в XX–XXI вв. представлен разнообразными работами, фун-
даментальными трудами А. Лосева, Е. Шестакова, Е. Герцмана и др. Связи античности с европейской тра-
дицией невольно напрашиваются при изучении культуры понтийских греков. Их основу составляет син-
кретическое единство песни, танца и музыкально-инструментального сопровождения, существовавших как
неразрывное, единое целое. Очевидно родство понтийской лиры с античными образцами этого инструмента,
а также роль лирария (музыканта, играющего на понтийской лире), где он выступает руководителем действа.
Понтийские греки имеют богатую танцевальную культуру, основой которой являются около 110 танцев.
Среди них имеются и те, что бытовали в Античной Греции. Например, танцы «Махери», «Пиррихий», «Сер-
ра». Описание танца «Махери» встречается в сочинении древнегреческого историка и писателя Ксенофонта
«Анабасис». Данный танец разыгрывался двумя воинами, где один из них, поражённый ножом другого, падает
замертво. Сегодня танец существует и у понтийских греков с одноимённым названием. Ксенофонтом описы-
вается и танец «Пиррихий». В танцевальной традиции понтийских греков сохранился «Пиррихий», который
понтийцы называют «Серра». Это мужская военная пляска, исполняемая мужчинами перед сражением.
Ключевые слова: античность, понтийская лира, понтийские греки, лирарий, танцы понтийских греков,
Серра, Пиррихий, Махери.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Borodin B.B. Musicheskoe iskusstvo v dialoge Platona «Gosudarstvo» [The Musical Art in Plato’s Dialogue “The Republic”]. Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii muzyki im. Gnesinykh [Scholarly Notes of the Russian Gnessins’ Academy of Music.]. 2014, No. (9), pp. 49–57.
3. Gertsman E. V. Muzyka Drevney Gretsii i Rima [The Music of Ancient Greece and Rome]. St. Petersburg: Aleteya, 1995. 175 p.
4. Gomer. Iliada. Odisseya [Homer. Iliad. Odyssey]. Edited by A. Bychkova. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1967. 765 p. (Biblioteka Vsemirnoi literatury. Seriya pervaya, T. 3) [World Literature Library. First Series, Volume 3].
5. Gruber R. I. Vseobshchaya istoriya muzyki [General History of Music]. Moscow: Muzgiz, 1956. 415 p.
6. Iliadi I. I. Nasledniki Orfeya [The Heirs of Orpheus]. Stavropol: Stavropol’servisshkola, 2007. 359 p.
7. Ksenofont. Anabasis [Xenophon. Anabasis]. Translated from the Greek by S. Lure, M. Maximova. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1951. 300 p.
8. Khudekov S. N. Vseobshchaya istoriya tantsa: (antichnaya khoreografiya, karnaval’noe srednevekov’e, balet) [General History of Dance (Ancient Greek and Roman Choreography, the Carnival Middle Ages, the Ballet)]. Moscow: Eksmo, 2009. 606 p.
9. Shabunova I. M. Muzykal’nye instrumenty antichnosti [Musical Instruments of Ancient Greece and Rome]. Orkestr. Instrumenty. Partitura: sb. nauch. tr. [The Orchestra. Instruments. Score: Compilation of Scholarly Works]. Issue. 2. Edited by E. Nazaykinskiy. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007, pp. 108–128.
10. Binder B. Art and Science, Beauty and Truth, Performance and Analysis? Society for Music Theory. 2016. Volume 22, No. 2, pp. 22.2.5.
11. Cohn R. A Platonic Model of Funky Rhythms. Society for Music Theory. 2016. Volume 22, No. 2, pp. 22.2.1.
12. Karnes K. C. Recollecting Jewish Musics from the Baltic Bloodlands. Acta Musicologica LXXXIV. 2012, pp. 253–276.
13. McCreless P. Ownership, in music and music theory. Society for Music Theory. 2011. Volume 17, No. 1, 2011, pp. 17.1.5.
14. Pontos news. URL: http://www.pontos-news.gr/ ru/istoria (11.05.2016).
15. Tragaki D. Rebetiko Past, Performativity, and the Political: The Music of Yiannis Angelakas. Acta Musicologica LXXXIV, 2015, pp. 99–117.
16. Ζουρνατζιδης Ν. Ποντιακaχοροι. Αθήνα, 1989. 190 p.