Иосиф Лапицкий и Михаил Бихтер – к истории творческого содружества режиссёра и дирижёра
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
12 декабря 1912 года постановкой «Евгения Онегина» П. Чайковского в Петербурге открылся Театр музы-
кальной драмы. Его создатель, режиссёр Иосиф Лапицкий видел ТМД плацдармом для оперной реформы,
пространством творческих экспериментов и новаций, затрагивающих все элементы спектакля. Идеального для
себя сподвижника и единомышленника Лапицкий нашёл в лице Михаила Бихтера, молодого выпускника Пе-
тербургской консерватории, ставшего музыкальным руководителем театра.
Основной задачей в работе с артистами театра Лапицкий и Бихтер видели достижение осмысленности
пения, сценической достоверности. Как музыкальный руководитель Бихтер с подачи Лапицкого проводил под-
робную индивидуальную работу не только с солистами ТМД, но и артистами хора.
По отзывам современников, дирижёрское прочтение М. Бихтера отличалось высокой степенью свобо-
ды в области темпоритма, обилием неожиданных акцентов и нюансов. Новаторские, отходящие от тради-
ции трактовки «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Снегурочки»
Н. А. Римского-Корсакова вызвали немало оживлённых дискуссий в печати и поставили перед оперной крити-
кой того времени вопрос о допустимой степени свободы художника-интерпретатора.
Объявленная Лапицким и Бихтером «борьба с рутиной», c укоренившимися исполнительскими штампами
послужила одним из катализаторов обновления оперного искусства.
Ключевые слова: И. М. Лапицкий, М. А. Бихтер, опера, Театр музыкальной драмы, музыкальная интерпре-
тация, оперное дирижирование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bakanova L. N. Teatr Muzykal’noy Dramy I. M. Lapitskogo: k 100-letiyu sozdaniya [I. M. Lapitsky’s Theatre of Musical Drama: Towards the 100th Anniversary of its Founding]. Vestnik Sankt- Peterburgskogo gos. un-ta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Saint Petersburg State University of Culture and the Arts]. 2012, No. 1 (10), pp. 130–138.
3. Benua A. A. Dnevnik khudozhnika [Benois, A. A. Diary of an Artist]. Rech’ [Speech]. 1913, No. 274, р. 4.
4. Bogolyubov N. N. Shest’desyat let v opernom teatre. Vospominaniya rezhissera [Sixty Years at the Opera Theatre: Memoirs of a Director]. Moscow: VTO, 1967. 303 p.
5. Braudo E. Pushkinskiy spektakl’ v «Muzykal’noy drame» [A Performance of Pushkin at the “Musical Drama”]. Apollon [Apollo]. 1916, No. 1, pp. 46–47.
6. Brian M. I. Tat’yana [Tatiana]. Chaykovskiy i teatr [Tchaikovsky and Theatre]. Moscow; Leningrad, 1940, pp. 176–182.
7. Gozenpud A. A. Russkiy opernyy teatr mezhdu dvukh revolyutsiy. 1905–1917 [Russian Opera Between Two Revolutions. 1905–1917]. Leningrad: Muzyka, 1975. 367 p.
8. Knorozovsky I. Boris Godunov [Boris Godunov]. Teatr i iskusstvo [Theatre and Art]. 1913, No. 40, p. 787–789.
9. Kolomiytsov V. «Evgeniy Onegin» v Teatre muzykal’noy dramy [“Eugene Onegin” at the Theatre of Musical Drama]. Den’ [Day]. Petersburg, 1912, No. 72, 13.12.
10. Lapitsky I. M., Zapiska o khudozhestvennoy opere v Sankt-Peterburge: rukopis’ [A Note about Art Opera in Saint-Petersburg: Manuscript]. 1910. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka iskusstv [Russian State Art Library]. Fond 15, Inv. No. 1, st. 11. 6 p.
11. Lapitskiy I. M., Dopolnenie k «Zapiske o hudozhestvennoy opere»: stat’ya: rukopis’ [An addition to “Supplementary Material about Art Opera in Saint- Petersburg”: manuscript]. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka iskusstv [Russian State Art Library]. F. 15, inv. 1, unit 12. 6 p.
12. Levik S.Yu. Zapiski opernogo pevsa [Notes of an Opera Singer]. Moscow: Iskusstvo, 1962. 780 p.
13. Khronika [Сhronicles]. Vechernee vremya [Evening Time]. Petersburg, 1912 , No. 325, 12.12, p. 6.
14. Frame M. Cultural mobilization: Russian theatre and the First World War, 1914–1917. Slavonic and East European Review, Volume 90, Issue 2, April 2012, Pages 288–322.
15. Henson K. Opera Acts: Singers and Performance in the Late Nineteenth Century. Cambridge University Press, 2015. 264 p.
16. Navickaite-Martinelli L. Musical performance in a semiotic key. International Handbook of Semiotics. Springer Netherlands, 2015, pp. 741–758.
17. Ravet H. Negotiated Authority, Shared Creativity: Cooperation Models among Conductors and Performers. Musicae Scietiae, Volume 20, Issue 3, September 2016, pp. 287–303.
18. Wiley R. J. Tchaikovsky. Oxford University Press, 2011. 592 p.