Феномен мюзикла в российском музыкознании 1950–1960-х годов: к проблеме жанровой дефиниции
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автором статьи освещается процесс «легитимизации» научного термина «мюзикл» в российской музыковед-
ческой литературе. Прямая связь между упомянутым процессом и социокультурными тенденциями периода
«хрущёвской оттепели» обнаруживается в ряде фактов. Это гастрольные показы в СССР широко известных
образцов упомянутого жанра («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1960); дискуссии относительно прогрессивных
новаций в советском музыкальном театре с участием Н. Богословского, Д. Шостаковича (включая отсылки
к спектаклю и киноэкранизации «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна) и т. д. Рассматриваются дефини-
ции определения мюзикла, представленные авторитетными отечественными музыковедами (М. Янковским,
Б. Штейнпрессом и И. Ямпольским) на страницах энциклопедических изданий 1960-х годов. Особо следует
отметить ретроспективную направленность формулировки Б. Штейнпресса и И. Ямпольского, обращённую
прежде всего к сочинениям первой половины ХХ столетия (Дж. Керн, Дж. Гершвин, Р. Роджерс, И. Берлин,
К. Вайль). Напротив, перспективна ориентация жанрового определения М. Янковского, в большей мере учиты-
вающего творческие достижения послевоенного двадцатилетия (Л. Бернстайн, К. Портер, Ф. Лоу).
Ключевые слова: мюзикл, музыкальный театр, музыкальный жанр, Ф. Лоу, Л. Бернстайн, Н. Богословский,
Д. Шостакович.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Andrushchenko E. Sinteziruyuschie tendentsii v myuziklakh i rok-operakh E. Lloyda-Uebbera kontsa 1960–1990-kh godov: monografiya [The Synthesizing Tendencies in Musicals and Rock Operas by A. Lloyd- Webber from the Late 1960s to the 1990s: a Monographis Work]. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 2015. 248 p.
3. Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopediya [The Large Soviet Encyclopedia]. Second Revised Edition. Editors-in-Chief S. Vavilov, B. Vvedenskiy. Moscow: Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopaediya Press, 1955. Volume 31. 648 p.
4. Grinberg M. S., Tarakanov M. E. Sovremennyy myuzikl [The Contemporary Musical]. Sovetskiy muzykal’nyy teatr: problemy zhanrov: sb. st. [Soviet Musical Theatre: Issues of Genres: Collected Articles]. Moscow, 1982, pp. 231–286.
5. Dvornichenko O. I. Dmitriy Shostakovich: Puteshestvie [Dmitry Shostakovich: Travels]. Moscow: Text Press, 2006. 576 p.
6. Dronova M. A. «Vestsaydskaya istoriya» [“West-Side Story”]. Velikie myuzikly mira: popularnaya entsiklopedya [The Great Musicals of the World: A Popular Encyclopedia]. Edited by I. Vorobyova. Moscow, 2002, pp. 73–260.
7. Emel’anova I. E. Myuziklu mozhno vsyo [The Musical is allowed to do Everything]. Velikie myuzikly mira: popularnaya entsiklopediya [The Great Musicals of the World: A Popular Encyclopedia]. Edited by I. Vorob’ova. Moscow, 2002, pp. 5–26.
8. Kampus E. Yu. O myuzikle [About the Musical]. Leningrad: Muzyka, 1983. 128 p.
9. Meylich E. I. Muzykal’nye zhanry [The Musical Genres]. Sputnik muzykanta: entsiklopedicheskiy karmannyy slovar’-spravochnik [A Musician’s Guide: Encyclopedic Pocket Dictionary-Reference Book]. Edited and compiled by A. Ostrovsky. Moscow; Leningrad, 1964, pp. 102–139.
10. Mikhaylov L. G. Leonard Bernstayn [Leonard Bernstein]. Teatral’naya entsiklopediya. V 5 t. T. 1 [Encyclopedia of Theatre: In 5 Volumes. Volume 1]. Editors-in-chief S. S. Mokulsky, P. A. Markov. Moscow, 1961, col. 560.
11. Nazaykinskiy E. V. Ponyatiya i terminy v teorii muzyki [Concepts and Terms in Music Theory]. Metodologicheskie problemy muzykoznaniya: sb. st. [Methodological Issues in Musicology: Collected Articles]. Moscow, 1987, pp.151–177.
12. Orelovich A. A. Ot «Moey prekrasnoy ledy» k «Svad’be Krechinskogo» [From “My Fair Lady” to “The Marriage of Krechinsky”]. Kampus E. O myuzikle [About the Musical]. Leningrad, 1983, pp. 103–127.
13. Shostakovich D. D. Tri voprosa – otvet odin [Three Questions – Only One Response]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1964, No. 12, pp. 11–15.
14. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Editor-in-chief G. Keldysh. Moscow: Great Soviet Encyclopaedia, 1959. 328 p.
15. Yampolsky I. M., Shteynpress B. S. M’yuzikl [Musical]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Authors-Compilers B. S. Steinpress, I. M. Yampolsky. Second Edition Revised and Supplemented. Moscow, 1966, pp. 338–339.
16. Yankovsky M. O. Operetta [Operetta]. Teatral’naya entsiklopediya. V 5 t. T. 4 [Encyclopedia of Theatre. In 5 Volumes. Volume 4]. Editors-in-Chief S. S. Mokulskiy, P. A. Markov. Moscow, 1965, col. 181–192.
17. Dages A. Staging “The Woman in White”. Rare Book Review. 2004. Volume 31, No. 7, pp. 30–32.
18. Hudson E. “Moulin Rouge!” and the Boundaries of Opera. The Opera Quarterly. 2011. Volume 27, No. 2–3, pp. 256–282.
19. Renger A. B. The Ambiguity of Judas: On the Mythicity of a New Testament Figure. Literature and Theology. 2013, No. 1, pp. 1–17.
20. Shah R. No Ordinary Skeleton: Unmasking the Secret Source of Gaston Leroux’s Le Fantome de l’Opera. Forum for Modern Language Studies. 2013. Volume 50, No. 1, pp. 16–29.
21. Siropoulos V. A Postdramatic Composer in Search of a Dramatic Aesthetic, or The Apotheosis and Decline of Andrew Lloyd Webber. Gramma: Journal of Theory of Criticism. 2009. Volume 17, pp. 145–162.