Феномен мюзикла в российском музыкознании 1950–1960-х годов: к проблеме жанровой дефиниции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena Yu. Andruschenko

Аннотация

Автором статьи освещается процесс «легитимизации» научного термина «мюзикл» в российской музыковед-
ческой литературе. Прямая связь между упомянутым процессом и социокультурными тенденциями периода
«хрущёвской оттепели» обнаруживается в ряде фактов. Это гастрольные показы в СССР широко известных
образцов упомянутого жанра («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1960); дискуссии относительно прогрессивных
новаций в советском музыкальном театре с участием Н. Богословского, Д. Шостаковича (включая отсылки
к спектаклю и киноэкранизации «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна) и т. д. Рассматриваются дефини-
ции определения мюзикла, представленные авторитетными отечественными музыковедами (М. Янковским,
Б. Штейнпрессом и И. Ямпольским) на страницах энциклопедических изданий 1960-х годов. Особо следует
отметить ретроспективную направленность формулировки Б. Штейнпресса и И. Ямпольского, обращённую
прежде всего к сочинениям первой половины ХХ столетия (Дж. Керн, Дж. Гершвин, Р. Роджерс, И. Берлин,
К. Вайль). Напротив, перспективна ориентация жанрового определения М. Янковского, в большей мере учиты-
вающего творческие достижения послевоенного двадцатилетия (Л. Бернстайн, К. Портер, Ф. Лоу).

Ключевые слова: мюзикл, музыкальный театр, музыкальный жанр, Ф. Лоу, Л. Бернстайн, Н. Богословский,
Д. Шостакович.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Andruschenko, E. Y. (2016). Феномен мюзикла в российском музыкознании 1950–1960-х годов: к проблеме жанровой дефиниции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 137–142. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.137-142
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Elena Yu. Andruschenko, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Андрущенко Елена Юрьевна – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры музыкального менеджмента

Библиографические ссылки

1. Andrushchenko E. E. Lloyd-Uebber i «muzyka iz byvshego SSSR»: u istokov «tret’ego napravleniya» [A. Lloyd-Webber and “Music from the Former USSR”: Near the Sources of the “Third Direction”]. Yuzhno- Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [Southern-Russian Musical Anthology]. 2014, No. 4, рр. 40–50.
2. Andrushchenko E. Sinteziruyuschie tendentsii v myuziklakh i rok-operakh E. Lloyda-Uebbera kontsa 1960–1990-kh godov: monografiya [The Synthesizing Tendencies in Musicals and Rock Operas by A. Lloyd- Webber from the Late 1960s to the 1990s: a Monographis Work]. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 2015. 248 p.
3. Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopediya [The Large Soviet Encyclopedia]. Second Revised Edition. Editors-in-Chief S. Vavilov, B. Vvedenskiy. Moscow: Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopaediya Press, 1955. Volume 31. 648 p.
4. Grinberg M. S., Tarakanov M. E. Sovremennyy myuzikl [The Contemporary Musical]. Sovetskiy muzykal’nyy teatr: problemy zhanrov: sb. st. [Soviet Musical Theatre: Issues of Genres: Collected Articles]. Moscow, 1982, pp. 231–286.
5. Dvornichenko O. I. Dmitriy Shostakovich: Puteshestvie [Dmitry Shostakovich: Travels]. Moscow: Text Press, 2006. 576 p.
6. Dronova M. A. «Vestsaydskaya istoriya» [“West-Side Story”]. Velikie myuzikly mira: popularnaya entsiklopedya [The Great Musicals of the World: A Popular Encyclopedia]. Edited by I. Vorobyova. Moscow, 2002, pp. 73–260.
7. Emel’anova I. E. Myuziklu mozhno vsyo [The Musical is allowed to do Everything]. Velikie myuzikly mira: popularnaya entsiklopediya [The Great Musicals of the World: A Popular Encyclopedia]. Edited by I. Vorob’ova. Moscow, 2002, pp. 5–26.
8. Kampus E. Yu. O myuzikle [About the Musical]. Leningrad: Muzyka, 1983. 128 p.
9. Meylich E. I. Muzykal’nye zhanry [The Musical Genres]. Sputnik muzykanta: entsiklopedicheskiy karmannyy slovar’-spravochnik [A Musician’s Guide: Encyclopedic Pocket Dictionary-Reference Book]. Edited and compiled by A. Ostrovsky. Moscow; Leningrad, 1964, pp. 102–139.
10. Mikhaylov L. G. Leonard Bernstayn [Leonard Bernstein]. Teatral’naya entsiklopediya. V 5 t. T. 1 [Encyclopedia of Theatre: In 5 Volumes. Volume 1]. Editors-in-chief S. S. Mokulsky, P. A. Markov. Moscow, 1961, col. 560.
11. Nazaykinskiy E. V. Ponyatiya i terminy v teorii muzyki [Concepts and Terms in Music Theory]. Metodologicheskie problemy muzykoznaniya: sb. st. [Methodological Issues in Musicology: Collected Articles]. Moscow, 1987, pp.151–177.
12. Orelovich A. A. Ot «Moey prekrasnoy ledy» k «Svad’be Krechinskogo» [From “My Fair Lady” to “The Marriage of Krechinsky”]. Kampus E. O myuzikle [About the Musical]. Leningrad, 1983, pp. 103–127.
13. Shostakovich D. D. Tri voprosa – otvet odin [Three Questions – Only One Response]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1964, No. 12, pp. 11–15.
14. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Editor-in-chief G. Keldysh. Moscow: Great Soviet Encyclopaedia, 1959. 328 p.
15. Yampolsky I. M., Shteynpress B. S. M’yuzikl [Musical]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Authors-Compilers B. S. Steinpress, I. M. Yampolsky. Second Edition Revised and Supplemented. Moscow, 1966, pp. 338–339.
16. Yankovsky M. O. Operetta [Operetta]. Teatral’naya entsiklopediya. V 5 t. T. 4 [Encyclopedia of Theatre. In 5 Volumes. Volume 4]. Editors-in-Chief S. S. Mokulskiy, P. A. Markov. Moscow, 1965, col. 181–192.
17. Dages A. Staging “The Woman in White”. Rare Book Review. 2004. Volume 31, No. 7, pp. 30–32.
18. Hudson E. “Moulin Rouge!” and the Boundaries of Opera. The Opera Quarterly. 2011. Volume 27, No. 2–3, pp. 256–282.
19. Renger A. B. The Ambiguity of Judas: On the Mythicity of a New Testament Figure. Literature and Theology. 2013, No. 1, pp. 1–17.
20. Shah R. No Ordinary Skeleton: Unmasking the Secret Source of Gaston Leroux’s Le Fantome de l’Opera. Forum for Modern Language Studies. 2013. Volume 50, No. 1, pp. 16–29.
21. Siropoulos V. A Postdramatic Composer in Search of a Dramatic Aesthetic, or The Apotheosis and Decline of Andrew Lloyd Webber. Gramma: Journal of Theory of Criticism. 2009. Volume 17, pp. 145–162.