О роли кульминации в колокольных звонах-импровизациях на примере творчества кижского звонаря Алексея Нестерова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблемам формообразования в современных колокольных звонах. Любой опытный зво-
нарь, опираясь на сформировавшийся в течение столетий канон, стремится в своих импровизациях к закончен-
ности формы. Наличие одного или нескольких кульминационных эпизодов является обязательным условием
для её создания. Автор статьи определяет выразительные средства, которые применяются звонарями в куль-
минационных эпизодах и тесно взаимосвязаны друг с другом: динамику, метр, ритм, тембр, фактуру, темп и
звуковысотность. Все перечисленные средства тесно взаимосвязаны друг с другом.
На примере творчества известного карельского звонаря Алексея Нестерова рассматривается структура
звона в целом, положение кульминационных эпизодов относительно других частей формы. Автор определяет
соотношение кульминационных эпизодов с точками золотого сечения. Их связь является подтверждением ин-
туитивного чувства формы, которым обладает опытный звонарь-импровизатор.
Ключевые слова: Золотое сечение, импровизация, колокольные звоны, музыкальная кульминация, музы-
кальное формообразование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Matsievsky I. V. Instrumental’naya muzyka kak fenomen kul’tury [Instrumental Music as a Cultural Phenomenon]. Alma-Ata: Dayk-press, 2007. 520 p.
3. Smolensky S. V. O kolokol’nom zvone v Rossii [On Bell-Ringing in Russia]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Compiled and translated by A. B. Nikanorov; Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 197–211.
4. Tosin S. G. Polifunksional’noe kolokol’noe mnogogolosie russkoy traditsii: muzykal’no-fakturnye osobennosti zvonov tryokhgolosnogo tipa [The Poly- Functional Bell Polyphony in the Russian Tradition: The Musical Textural Peculiarities of Bell Ringing of the Three-Voice Type]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 2, pp. 4–8.
5. Kholopov Yu. N. Kul’minatsiya [The Culmination]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Ed. Yu. V. Keldysh. Volume 3. Moscow, 1976, col. 96–97.
6. Yareshko A. S. Kanon, improvizasiya i novatorstvo v iskusstve kolokol’nogo zvona [Canon, Improvisation and Innovation in the Art of Bell-Ringing]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Compiled and translated by A. B. Nikanorov; Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 40–54.
7. Yareshko A. S. Pravoslavnye kolokol’nye zvony v slavyanskom mire: kontseptsiya smysla [Orthodox Christian Bell Ringing in the Slavic World: Conception of Meaning]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 150–154.