К проблеме интерпретации хоровой музыки С. И. Танеева
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена вопросу интерпретации сочинений С. И. Танеева для хора без сопровождения в ракурсе про-
блематики музыкального времени. Отдельные произведения рассматриваются с точки зрения выявления в них
изобразительности и выразительности. Автор статьи считает, что хоровым сочинениям Танеева без сопровожде-
ния присуща не столько изобразительность сама по себе, сколько её своеобразная модификация, выраженная на
качественно новом уровне: данное явление предлагается условно назвать «обобщённой изобразительностью».
Далее в тексте статьи раскрывается это понятие и приводятся соответствующие примеры из хоровых сочинений
Танеева без сопровождения. Возможно, подобный подход поможет потенциальным интерпретаторам хоровых
произведений Танеева посмотреть на них по-новому и увидеть не просто «учёную», сложно написанную, фактур-
но перегруженную, – а подлинно гуманистичную, этически значимую, а главное – удивительно красивую музыку.
Ключевые слова: С. И. Танеев, хоры Танеева, хоровая музыка a cappella, интерпретация хоровой музыки,
изобразительность в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf’ev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 5. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1957. 386 p.
3. Ganenko N. S. Interpretatsiya khora «Razvalinu bashni, zhilishche oral» S. I. Taneeva: k probleme voploshcheniya avtorskogo zamysla [Interpretation of the Chorus “The Tower Ruins, the Dwelling of the Eagle” by S. I. Taneyev: Concerning the Issue of Realization of the Composer’s Intention] Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 1, pp. 98–102.
4. Konen V. D. Teatr i simfoniya [The Theatre and the Symphony]. Second Edition. Moscow: Muzyka, 1974. 376 p.
5. Korabel’nikova L. S. Tvorchestvo S. I. Taneeva: istoriko-stilisticheskoe issledovanie [The Oeuvre of S. I. Taneyev: Historical and Stylistic Research]. Moscow: Muzyka, 1986. 296 p.
6. Popov V. S. Khorovoye tvorchestvo S. I. Taneeva [The Choral Music of Sergei Taneyev] Pamyati Sergeya Ivanovicha Taneeva [In Memory of Sergey Ivanovich Taneyev]. Edited by V. V. Protopopov. Moscow, 1947, pp. 137–144.
7. Protopopov V. V. O tematizme i melodike S. I. Taneeva [About the Thematicism and Melodicism of S. I. Taneyev’s Music]. Izbrannye issledovaniya i stat’i [Selected Research Works and Articles]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983, pp. 60–75.
8. Semenyuk V. O. Khorovaya faktura. Problemy ispolnitelstva [Choral Texture. Performance Issues]. Moscow: Kompozitor, 2008. 328 p.
9. Skrebkov S. S. Khudozhestvennye printsipy muzykal’nykh stiley [The Artistic Principles of Musical Styles]. Moscow: Muzyka, 1973. 448 p.
10. Tereshchenko V. P. Muzykal’naya allegoriya v khorovom tvorchestve S. I. Taneeva: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Allegory in the Choral Works of S. I. Taneyev: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2015. 217 p.
11. Kholopova V. N. Muzykal’nyy ritm: ocherk [The Musical Rhythm: Essay]. Moscow: Muzyka, 1980. 72 p.
12. Zakher I. O. S. I. Taneev: k probleme muzykal’nogo myshleniya: ocherki [S. I. Taneyev: Concerning the Issue of Musical Thought. Essays]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory Press, 2003. 32 p.
13. Shteyner O. A. S. I. Taneev i Serebryanyy vek: dis. … kand. iskusstvovedeniya [S. I. Taneyev and the Silver Age: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2007. 236 p.
14. Yavorsky B. L. Statyi, vospominaniya, perepiska [Articles, Memoirs, Correspondence]. Volume 1. Second Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1972. 712 p.