«Знаки звуков» в музыке для аккордеона Юкки Тиенсуу
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Юкка Тиенсуу (р. 1948) – современный финский композитор, пианист, клавесинист, дирижёр. Он пишет
произведения для сольного исполнения и для различных составов ансамблей, в том числе с включением
аккордеона. Аккордеон в Финляндии имеет свой путь развития, на нём исполняли до недавнего времени в
основном традиционную, народную музыку. Юкка Тиенсуу делится своими эстетическими взглядами от-
носительно искусства композиции в лекции «The future of musiс», прочитанной 16 апреля 2000 года в Ка-
лифорнийском университете (Сан-Диего). Каждое из его сочинений не похоже на другое, они кардинально
отличаются по форме, способам воплощения авторского замысла. Интересны его решения в области записи
нотного текста. Каждое из сочинений имеет авторскую аннотацию, где раскрываются принципы исполне-
ния того или иного технического приёма, форма произведения. Сравнительный анализ творчества Юкки
Тиенсуу с творчеством других современных композиторов показывает, что его методы нотации находятся в
рамках общих тенденций модернизма.
Ключевые слова: Юкка Тиенсуу, аккордеон, модернизм, композиторы Финляндии, современная нотация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Akho K. Finskaya muzyka posle Sibeliusa i stanovlenie muzykal’nogo iskusstva Finlyandii: doklad [Aho K. Finnish Music after Sibelius and the Formation of the Musical Art in Finland: Report]. Helsinki, 1989. 26 p.
3. Dubinets E.A. Znaki zvukov. O sovremennoy muzykal’noy notatsii [The Signs of Sounds. About Modern Musical Notation]. Kiev: Gamayun, 1999. 314 p.
4. Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composers about Contemporary Composition: a Chrestomathy]. Edited by T. S. Kyuregyan, V. S. Tsenova. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2009. 356 p.
5. Korkhonen K. Kompozitory Finlyandii ot srednevekov’ya do nashikh dney [Korhonen K. The Composers of Finland from the Middle Ages to the Present Day]. Edited By A. Toivonen. Translated from the Finnish by A. Gladkov. 2nd Edition. Helsinki: Finnish Music Information Center Fimic, 2008. 248 p.
6. Lavrova S. V. Slozhnost’ i transgressiya v sovremennoy muzyke [Complexity and Transgression in Contemporary Music]. Ot russkogo Serebryanogo veka k Novomu Renessansu: sb. st. po mat-lam Mezhdunar. foruma k 80-letiyu Sergeya Slonimskogo (4–7 aprelya 2012 goda) [From the Russian Silver Age to the New Renaissance: Compilation of Articles, based on the Mat Lamas Intern. Forum commemorating the 80th Anniversary of Sergei Slonimsky (4-7 April 2012)]. Compiler and Scholarly Editor: R. N. Slonimskaya, R. G. Shitikova. St. Petersburg: Lennex Corp.; Edinburgh, 2014. 594 p.
7. Martynov V. I. Konets vremeni kompozitora [The End of the Age of Composer]. Moscow: Russkiy put’, 2002. 130 p.
8. Myatieva N. A. Ispolnitel’skaya interpretasiya muzyki vtoroy poloviny XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Performers’ Interpretation of Music of the Second Half of the Twentieth Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 86 p.
9. Naumenko T. I. Tekstologiya muzykal’noy nauki [Textology of Musical Scholarship]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2013. 584 p.
10. Ruchyevskaya E. A. «Tristan» Vagnera, «Ruslan» Glinki, «Snegurochka» Rimskogo-Korsakova. Stil’. Dramaturgiya. Slovo i muzyka [Wagner’s “Tristan,” Glinka’s “Ruslan,” Rimsky-Korsakov’s “The Snow Maiden.” Style. Dramaturgy. Words and Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 396 p.
11. Tsaregradskaya T. V. Brayan Fernikhou: ocharovanie muzykal’nogo zhesta [Brian Ferneyhough: the Charm of the Musical Gesture]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scholarly Bulletin of the Moscow Conservatory]. 2014. № 2, pp. 154–175.
12. Kolehmainen I. The Accordeon in Finnish Folk Musik. Finish Music Quatorly. 1989. № 2, pp. 29–32.
13. Korhonen K. Finnish Concertos. Gummerus Kirjapaino Oy: Jyvaskyla, 1995. 88 p.
14. Korhonen K. Finnish Composers. Since the 1960-s. Finnish Music Information Centre, 1995. 158 p.
15. Aniskin E. Bayan i akkordeon, otlichie [The Bayan and Accordion, Differences]. URL: http:// eugenmeermann.ru/bayan-i-akkordeon/bayan-i-akkordeon-otlitshie (14.09.2016).
16. Kompozitory ot «A» do «Ya». Klaus Huber [Composers from “A” to “Z”. Klaus Huber]. URL: http:// www.ccmm.ru/index.php?page=composers&composer= huberk. (14.09.2016).
17. Petrov V. «Opus contra naturam» Brayana Fyornikhou: verbal’nye smysly v muzykal’nom kontekste [“Opus contra naturam” by Brian Ferneyhough: Verbal Meanings in the Musical Context]. Izrail’ XXI [Israel XXI]. 2010. № 6 (24). URL: http://www.21israel-music. com/Fernihow.htm.
18. Kurkela V., Tikka M. The Accordion in Finland – an Instrument of Contradictions. URL: http://www. fmq.fi/?s=The+accordion+in+Finland+%E2%80%93+a n+instrument+of+contradictions. (14.09.2016).
19. Tiensuu J. The future of music. Edited by Roger Reynolds and Karen Reynolds. Online publishing and editing by Karen Reynolds. SEARCH EVENT I, 16 April 2000, University of California, San Diego. URL: http:// www.rogerreynolds.com/futureofmusic/tiensuu.html. (09.14.2016).