О приёмах работы С. Прокофьева над музыкальными сочинениями (на материале высказываний композитора и его современников)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra A. Shuvalova

Аннотация

В статье рассматриваются особенности художественного мышления С. С. Прокофьева, отразившиеся в приё-
мах работы над музыкальными произведениями. Подобный ракурс исследования основан на богатом литера-
турном наследии: высказываниях самого композитора, а также заметках о творческом процессе Прокофьева
его современников. Автор статьи систематизирует приёмы, используемые при создании музыкальных сочи-
нений, опираясь на формулу композиторского процесса, предложенную психологом Л.Л. Бочкарёвым. Сфор-
мулированные исследователем три стадии работы над музыкальным материалом («экспозиция» – «разработ-
ка» – «реприза») гармонично соотносятся с высказываниями Прокофьева о собственном процессе сочинения.
Внимание при этом сфокусировано на второй стадии – «разработке». Группируя приёмы данной стадии, автор
статьи выявляет два ведущих принципа сочинения: наглядно-логический и чувственно-инстинктивный. Они
раскрывают как архитектонические, так и содержательные стороны возникающего музыкального материала.
Изученные источники позволили сделать вывод: техника сочинения композитора была основана на детальной
предварительной работе, заключающейся в подробном планировании будущего опуса. Аналогичные требо-
вания Прокофьев предъявлял и к режиссёрам, которые заказывали ему музыку к спектаклям и кинофильмам.
Сочинение начиналось лишь тогда, когда Прокофьев чётко представлял план, содержательную сторону произ-
ведения и его ведущий музыкальный материал.

Ключевые слова: Сергей Прокофьев, творческий процесс, принципы художественного мышления.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shuvalova, A. A. (2016). О приёмах работы С. Прокофьева над музыкальными сочинениями (на материале высказываний композитора и его современников). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 147–152. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.147-152
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Alexandra A. Shuvalova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Шувалова Александра Александровна – 
аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Blinova M. P. Muzykal’noe tvorchestvo i zakonomernosti vysshey nervnoy deyatel’nosti [Musical Creativity and Laws of the Highest Nervous Activity]. Leningrad: Muzyka, 1974. 144 p.
2. Blok V. M. Metod tvorcheskoy raboty S. Prokof’eva: issledovanie [The Method of Prokofiev’s Compositional Work. A Research Work]. Moscow: Muzyka, 1979. 140 p.
3. Bochkaryov L. L. Psikhologiya muzykal’noy deyatel’nosti [The Psychology of Musical Activity]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 352 p.
4. Boyarinseva A. A. Sergey Prokof’ev: vizual’nyy opyt i osobennosti khudozhestvennogo myshleniya [Sergei Prokofiev: A Visual Experience and the Features the Artistic Thinking]. Muzykal’naya psikhologiya i psikhoterapiya [Musical Psychology and Psychotherapy]. 2009, No. 1, pp. 30–37.
5. Dolinskaya E. B. Teatr Prokof’eva: issledovatel’skie ocherki [Prokofiev’s Theatre. Research Essays]. Moscow: Kompozitor, 2012. 376 p.
6. Klimovitsky A. I. O tvorcheskom protsesse Betkhovena: issledovanie [About Beethoven’s Creative Process: A Research Work]. Leningrad: Muzyka, 1979. 174 p.
7. Malysheva T. F. «Slovo o Prokof’eve» A. G. Shnitke [“A Word about Prokofiev” by Alfred Schnittke] Tvorchestvo Al’freda Shnitke. K 65-letiyu so dnya rozhdeniya: uchyonye zapiski Saratovskoy konservatorii im. L. V. Sobinova [Alfred Schnittke Music. Towards the 65th Anniversary: Scholarly Notes of the Saratov State L.V. Sobinov Conservatory]. Issue 2. Saratov, 2000, pp. 64–71.
8. O Prokof’eve: I. Yaunzem, A. Ermolaev, G. Vishnevskaya, G. Rozhdestvenskiy [About Prokofiev: I. Jaunsem, A. Yermolaev, G. Vishnevskaya, G. Rozhdestvensky]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1961, No. 4, pp. 123–128.
9. Prokof’eva M. Iz vospominaniy [From Memories]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1961, No. 4, pp. 91–104.
10. Prokof’ev S. S. Avtobiografiya [Prokofiev S. S. Autobiography]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982. 600 p.
11. Prokof’ev S. S. Dnevnik [Prokofiev S. S. Diary]: in 2 Books. Paris: sprkfv, 2002. Book 1. 812 p.; Book 2. 850 p.
12. Prokof’ev S. S. Materialy, dokumenty, vospominaniya [Prokofiev S. S. Materials, Documents, Memoirs]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Muzgiz, 1961. 707 p.
13. Prokof’ev S. S. i Myaskovskiy N. Ya. Perepiska [S. S. Prokofiev and N. Ya. Myaskovsky. Correspondence]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 599 p.
14. Prokof’ev o Prokof’eve: stat’i, interv’yu [Prokofiev about Prokofiev: Articles, Interviews]. Edited by V. P. Varuns. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 285 p.
15. Prokof’ev S. S. Stat’i i materialy [Prokofiev S. S. Articles and Materials]. Second Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Muzyka, 1965. 400 p.