О приёмах работы С. Прокофьева над музыкальными сочинениями (на материале высказываний композитора и его современников)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются особенности художественного мышления С. С. Прокофьева, отразившиеся в приё-
мах работы над музыкальными произведениями. Подобный ракурс исследования основан на богатом литера-
турном наследии: высказываниях самого композитора, а также заметках о творческом процессе Прокофьева
его современников. Автор статьи систематизирует приёмы, используемые при создании музыкальных сочи-
нений, опираясь на формулу композиторского процесса, предложенную психологом Л.Л. Бочкарёвым. Сфор-
мулированные исследователем три стадии работы над музыкальным материалом («экспозиция» – «разработ-
ка» – «реприза») гармонично соотносятся с высказываниями Прокофьева о собственном процессе сочинения.
Внимание при этом сфокусировано на второй стадии – «разработке». Группируя приёмы данной стадии, автор
статьи выявляет два ведущих принципа сочинения: наглядно-логический и чувственно-инстинктивный. Они
раскрывают как архитектонические, так и содержательные стороны возникающего музыкального материала.
Изученные источники позволили сделать вывод: техника сочинения композитора была основана на детальной
предварительной работе, заключающейся в подробном планировании будущего опуса. Аналогичные требо-
вания Прокофьев предъявлял и к режиссёрам, которые заказывали ему музыку к спектаклям и кинофильмам.
Сочинение начиналось лишь тогда, когда Прокофьев чётко представлял план, содержательную сторону произ-
ведения и его ведущий музыкальный материал.
Ключевые слова: Сергей Прокофьев, творческий процесс, принципы художественного мышления.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Blok V. M. Metod tvorcheskoy raboty S. Prokof’eva: issledovanie [The Method of Prokofiev’s Compositional Work. A Research Work]. Moscow: Muzyka, 1979. 140 p.
3. Bochkaryov L. L. Psikhologiya muzykal’noy deyatel’nosti [The Psychology of Musical Activity]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 352 p.
4. Boyarinseva A. A. Sergey Prokof’ev: vizual’nyy opyt i osobennosti khudozhestvennogo myshleniya [Sergei Prokofiev: A Visual Experience and the Features the Artistic Thinking]. Muzykal’naya psikhologiya i psikhoterapiya [Musical Psychology and Psychotherapy]. 2009, No. 1, pp. 30–37.
5. Dolinskaya E. B. Teatr Prokof’eva: issledovatel’skie ocherki [Prokofiev’s Theatre. Research Essays]. Moscow: Kompozitor, 2012. 376 p.
6. Klimovitsky A. I. O tvorcheskom protsesse Betkhovena: issledovanie [About Beethoven’s Creative Process: A Research Work]. Leningrad: Muzyka, 1979. 174 p.
7. Malysheva T. F. «Slovo o Prokof’eve» A. G. Shnitke [“A Word about Prokofiev” by Alfred Schnittke] Tvorchestvo Al’freda Shnitke. K 65-letiyu so dnya rozhdeniya: uchyonye zapiski Saratovskoy konservatorii im. L. V. Sobinova [Alfred Schnittke Music. Towards the 65th Anniversary: Scholarly Notes of the Saratov State L.V. Sobinov Conservatory]. Issue 2. Saratov, 2000, pp. 64–71.
8. O Prokof’eve: I. Yaunzem, A. Ermolaev, G. Vishnevskaya, G. Rozhdestvenskiy [About Prokofiev: I. Jaunsem, A. Yermolaev, G. Vishnevskaya, G. Rozhdestvensky]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1961, No. 4, pp. 123–128.
9. Prokof’eva M. Iz vospominaniy [From Memories]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1961, No. 4, pp. 91–104.
10. Prokof’ev S. S. Avtobiografiya [Prokofiev S. S. Autobiography]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982. 600 p.
11. Prokof’ev S. S. Dnevnik [Prokofiev S. S. Diary]: in 2 Books. Paris: sprkfv, 2002. Book 1. 812 p.; Book 2. 850 p.
12. Prokof’ev S. S. Materialy, dokumenty, vospominaniya [Prokofiev S. S. Materials, Documents, Memoirs]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Muzgiz, 1961. 707 p.
13. Prokof’ev S. S. i Myaskovskiy N. Ya. Perepiska [S. S. Prokofiev and N. Ya. Myaskovsky. Correspondence]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 599 p.
14. Prokof’ev o Prokof’eve: stat’i, interv’yu [Prokofiev about Prokofiev: Articles, Interviews]. Edited by V. P. Varuns. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 285 p.
15. Prokof’ev S. S. Stat’i i materialy [Prokofiev S. S. Articles and Materials]. Second Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Muzyka, 1965. 400 p.