«Ночной зефир» А. С. Пушкина: поэтический образ в романсах русских композиторов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vitaliy A. Shuranov
Inessa N. Mikhalyova

Аннотация

Об удивительной музыкальности стихотворения «Ночной зефир» А. С. Пушкина писали не раз. В критических
отзывах, начиная с XIX столетия, основное внимание обращали на насыщенный звуками внешний образный
ряд и поэтические средства «инструментовки» стиха (ритмика, фоника). Однако привычные музыкально-поэ-
тические приёмы Пушкиным усилены ещё и специфическими элементами музыкального языка – жанровыми,
композиционными, исполнительскими. Как итог углубилась символическая многозначность стихотворения,
собрался ёмкий художественный смысл.
Не случайна популярность «Ночного зефира» у композиторов. Известны около сорока музыкальных обра-
щений к тексту стихотворения. В статье рассматриваются романсы М. Глинки, А. Даргомыжского и Н. Метнера,
где обнаруживается особая чуткость к глубинной философской символике Пушкина. Три русских композитора
в своих сочинениях вступают в художественно-смысловой диалог с поэтом, откликаясь на его музыкально-
языковые, а через них – возвышенно-смысловые символизации. Анализ поэтического и музыкального текстов,
данный в статье, нацелен на теоретическое и музыкально-исполнительское осмысление сложной задачи, кото-
рую взяли на себя великие русские композиторы: не утратить поэтической глубины, раскрыть дополнительные
грани смысла при создании романса как новой художественной реальности.

Ключевые слова. «Ночной зефир» А. С. Пушкина, романсы, поэтический текст, музыкальный текст, музы-
кальное содержание, М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Метнер.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shuranov, V. A., & Mikhalyova, I. N. (2016). «Ночной зефир» А. С. Пушкина: поэтический образ в романсах русских композиторов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 108–115. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.108-115
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биографии авторов

Vitaliy A. Shuranov, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Шуранов Виталий Александрович – 
проректор по научной работе,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Inessa N. Mikhalyova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Михалёва Инесса Николаевна – 
доцент кафедры
камерно-концертмейстерского искусства

Библиографические ссылки

1. Belinsky V. G. Polnoe sobranie sochineniy: v 13 t. [Complete Writings in 13 Volumes]. Volume 5. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954. 856 p.
2. Ginzburg L. Ya. O lirike [Concerning Lyricism]. Moscow: Intrada, 1997. 408 p.
3. Zoltai D. Etos i affekt. Istoriya filosofskoy muzykal'noy estetiki ot zarozhdeniya do Gegelya [Ethos and Affect. A History of Philosophical Aesthetics of Music from their Origin to Hegel]. Moscow: Progress, 1977. 371 p.
4. Karulina Z. V. Fonetika i khudozhestvennyy obraz v vokal'nom iskusstve [Phonetics and the Artistic Image in the Art of Vocalism]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 174–179.
5. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: ucheb. posobie [The History of Liturgical Singing: Tutorial]. Moscow: Editing and Publishing Department of the Federal Archives; Russkie ogni, 1994. 240 p.
6. Nikolay Kuzansky. Ob iskanii Boga [About the Search for God]. Soch.: v 2 t. [Nicholas of Cusa. Works in 2 Volumes]. Volume 1. Moscow, 1979, pp. 288–303.
7. Skurko E. R. Muzyka N. K. Metnera v otsenkakh sovremennikov (po materialam periodicheskoy pechati 1900–1920-kh godov) [The Music of Nikolai Medtner in the Evaluations of his Contemporaries (Based on the Materials of Periodical Press from the 1900s to the 1920s)]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 141–146.
8. Shlifshteyn N. C. Perechityvaya Pushkina [Upon Rereading Pushkin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 41–42.