Претворение фольклора в ракурсе постмодернизма (на материале отечественной музыки второй половины ХХ века)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена анализу отношений «композитор и фольклор» в ракурсе постмодернизма как новой тенден-
ции в отечественной музыке второй половины ХХ века, ещё недостаточно изученной музыкознанием. Автор
рассматривает сочинения В. Сильвестрова («Тихие песни», «Реквием для Ларисы»), Р. Щедрина («Мёртвые
души»), С. Слонимского («Видения Иоанна Грозного»), А. Шнитке («Жизнь с идиотом») с позиций претворе-
ния постмодернистких тенденций. Их действие выявляется на различных уровнях: концептуальном, жанро-
вом, драматургическом, языковом. Детерминируется роль бинарных оппозиций, обусловливающих жанровое,
драматургическое и стилевое решение опер. В «Мёртвых душах» Щедрина акцент делается на полидрама-
тургии сочинения: конфликтном сопоставлении «двух опер» – народной, лирико-эпической и классической, с
чертами buffa. Особое внимание уделяется полистилистике, где главными компонентами становятся русский
фольклор и итальянская опера buffa. В «Видениях Иоанна Грозного» Слонимского подчёркивается много-
слойность жанровой структуры, синтезирующей черты трагедии, фарса, психологической драмы, мистерии,
пассионов. Специфика оперы «Жизнь с идиотом» Шнитке раскрывается через преломление социальной драмы
в гротесково-абсурдистском аспекте, пародийное осмысление романтической традиции. Определяются смыс-
ловые функции фольклора в композиторском тексте: лирическая – голос автора (В. Сильверстов), эпическая
– символическое воплощение народного (Р. Щедрин, С. Слонимский), гротесковая – олицетворение тоталитар-
ной власти (А. Шнитке).
Ключевые слова: постмодернизм, соц-арт, полистилистика, фольклор, В. Сильвестров, Р. Щедрин, С. Сло-
нимский, А. Шнитке, опера, жанр, музыкальная драматургия.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gavrilova L. V. Superdrama Sergeya Slonimskogo [The Super-Drama of Sergey Slonimsky]. Vol’nyie myisli: K yubileyu S. Slonimskogo [Unrestricted Ideas: Towards the Anniversary of Sergei Slonimsky]. Ed. by T. A. Zaytseva, R. N. Slonimskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2003, pp. 489–508.
3. Grigor’yeva G. V. «Skvoznyak istorii»: muzykal’noe proizvedenie v interpretatsii I. A. Barsovoy [“The Draught of History”: A Musical Composition in the Interpretation of I. A. Barsova]. Aktual’nye problemy sovremennogo muzykoznaniya: kompozitorskoe tvorchestvo, ispolnitel’stvo, obrazovanie: sb. nauch. st. [Relevant Issues of Contemporary Musicology: Composers’ Musical Oeuvres, Performance, Education: Collection of Scholarly Articles]. Edited by E. R. Skurko. Ufa, 2008, pp. 119–125.
4. Grigor’yeva G. V. Novye esteticheskie tendentsii muzyki vtoroy poloviny XX veka. Stili. Zhanrovye napravleniya [New Aesthetic Tendencies of Music in the Second Half of the 20th Century. Styles. Tendencies of Genre]. Teoriya sovremennoy kompozitsii: ucheb. posobie [The Theory of Contemporary Composition: Textbook]. Edited by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2007, pp. 23–39.
5. Demchenko A. I. Al’fred Shnitke. Konteksty i kontsepty [Alfred Schnittke. Contexts and Concepts]. Moscow: Kompozitor, 2009. 296 p.
6. Zhossan N. Yu. Osobennosti pretvoreniya fol’klornykh zhanrov v russkoy khorovoy muzyke vtoroy poloviny XX – nachala XXI veka [The Specific Features of Incorporation of Folk Musical Genres in Russian Choral Music of the Second Half of the 20th and the Early 21st Century]. Problemy muzyikal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012. № 2 (11), pp. 108–111.
7. Il’yin I. P. Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm [Post-Structuralism. Deconstructivism. Postmodernism]. Moscow: Intrada, 1996. 253 p.
8. Lianskaya E. Ya. Otechestvennaya muzyka v rakurse postmodernizma: avtoref. dis. … kand. iskussyvovedeniya [Russian Music in the Perspective of Postmodernism: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Nizhny Novgorod, 2003. 25 p.
9. Lipovetskiy M. N. Russkiy postmodernizm: ocherki istoricheskoy poetiki [Russian Postmodernism: Essays on the Historical Poetics]. Ekaterinburg: Ural state pedagogical university, 1997. 317 p.
10. Man’kovskaya N. B. Estetika postmodernizma [The Aesthetics of Postmodernism]. St. Petersburg: Aleteyya, 2000. 348 p.
11. Ptushko L. A. Na puti k postmodernu (metamorfozy komicheskogo v tvorchestve Shostakovicha) [On the Path towards the Postmodern (Metamorphoses of the Comical in the Music of Shostakovich)]. Iskusstvo XX veka. Paradoksy smekhovoy kul’tury: sb. st. [20th Century Art: Paradoxes of the Culture of Laughter: Collection of Articles]. Edited by B. S. Getselev, T. B. Sidneva. Nizhny Novgorod, 200, pp. 293–305.
12. Savenko S. I. Rukotvornyy kosmos Valentina Sil’vestrova [The Man-Made Cosmos of Valentin Silvestrov]. Muzyka iz byvshego SSSR: sb. st. [Music from the Former USSR: Collection of Articles]. Issue 1. Edited by V. S. Tsenova. Moscow: Kompozitor, 1994, pp. 77–85.
13. Savenko S. I. V rakurse postmoderna [In the Perspective of the Postmodern]. Istoriya otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX veka: uchebnik [History of Russian Music of the Second Half of the 20th Century. Textbook]. Edited by T. N. Levaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2005, pp. 541–554.
14. Kholopova V. N. Put’ po tsentru. Kompozitor Rodion Shchedrin [The Path Along the Center. Composer Rodion Schedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 310 p.
15. Chaykovskiy P. I. Poln. sobr.e soch.: Literaturnyie proizvedeniya i perepiska [Tchaikovsky, P.I. Complete Works: Literary Works and Correspondence]. Vol. 7. Edited by E.D. Gershovsky, I. G. Sokolinskaya. Moscow: Muzgiz, 1962. 644 p.
16. Cherkashina M. R. «Myortvye dushi» – v partiture i na opernoy stsene [“Dead Souls” in the Musical Score and on the Opera Stage] Muzyka Rossii [The Music of Russia]. Issue 3. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1980, pp. 69–114.
17. Epshteyn M. N. Postmodernizm v russkoy literature: ucheb. posobie [Postmodernism in Russian Literature: Textbook]. Moscow: Vysshaya shkola, 2005. 495 p.
18. Yas’kevich I. G. Novaya rossiyskaya opera v kontekste postmodernizma: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The New Russian Opera in the Context of Postmodernism: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2009. 25 p.