Претворение жанра плача в русской хоровой музыке второй половины ХХ–ХХI веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia Yu. Zhossan

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей претворения жанра
плача в русской хоровой музыке в контексте некоторых сти-
левых тенденций второй половины ХХ века. Автор выделяет
два ведущих принципа: воссоздание фольклорного жанра как
целостной структуры с сохранением основных типологи-
ческих признаков; преломление жанра через его отдельные
компоненты путём синтеза с другими жанрами. Особенности
подхода к фольклорному материалу раскрываются в русле
неофольклорного направления и контексте духовной музыки.
Неофольклорные сочинения 1960–1970-х годов демонстри-
руют стремление к усложнению и психологизации фольклор-
но-жанрового первоисточника, что нередко приводит к его
переосмыслению или деформации. Противоположная тен-
денция – к сохранению первозданной семантики фольклор-
ного прообраза – доминирует в духовной музыке, поскольку
в сакральном пространстве фольклорный первоисточник вы-
ступает как знак национального.

Ключевые слова: плач, неофольклорное направление,
духовная музыка, жанровый синтез, полифония фольклорно-
жанровых пластов

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Zhossan, N. Y. (2015). Претворение жанра плача в русской хоровой музыке второй половины ХХ–ХХI веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 50–54. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.050-054
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Natalia Yu. Zhossan, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Наталья Юрьевна Жоссан – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки.

 

Библиографические ссылки

1. Efimenkova B. B. Severnorusskaya prichet’: Mezhdurech’e Sukhony i Yuga i verkhov’ya Kokshen’gi (Vologod. obl.) [The Northern Russian Prichet: The Region Between Two Rivers of Sukhona and the South and the upper Kokshenga (the Vologda Region)]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 392 p.
2. Zhossan N. Yu. Puti pretvoreniya fol’klornykh zhanrov v russkoy dukhovnoy muzyke kontsa XX veka [The Paths of Implementation of Folk Music Genres into Russian Sacred Music of the End of the 20th Century]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2010, No. 2 (7), pp. 77–80.
3. Zemtsovskiy I. I. Fol’klor i kompozitor: teoreticheskie etyudy [Folk Music and the Composer: Theoretical Essays]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1977. 176 p.
4. Ivanova L. P. Fol’klorizm v russkoy muzyke XX veka [The Folklorist Trend in 20th Century Russian Music]. Astrakhan: Izdatel’stvo Astrakhanskogo gos. tekhnicheskogo un-ta [Astrakhan State Technical University], 2004. 224 p.
5. Medvedeva M. V. Dukhovnye stikhi russkogo naroda [Sacred Poetry of the Russian People]. Moscow: Moskovskiy gos. fol’klornyy tsentr “Russkaya pesnya”; Vserossiyskoe muzykal’noe obshchestvo [Moscow State Folk Music Center “Russian Song”; Russian Musical Society], 1998. 55 p.
6. Propp V. Ya. Fol’klor i deystvitel’nost’ [Folklore and Reality]. Moscow: Nauka Press, 1989. 233 p.
7. Shchurov V. M. Zhanry russkogo muzykal’nogo fol’klora: uchebnoe posobie dlya muzykal’nykh vuzov i uchilishch: v 2-h ch. Ch. 1: Istoriya, bytovanie, muzykal’no-poyeticheskie osobennosti [Genres of the Russian Musical Folklore: a Tutorial Manual for Music Schools and Colleges. In 2 Parts. Part 1: History, Existence, Musical and Poetic Features]. Moscow: Muzyka Press, 2007. 400 p.
8. O trekh ispovednitsakh slovo plachevnoe protopopa Avvakuma [About the Three Confessors the Deplorable Word of Archpriest Avvakum]. URL: http://feb-web.ru/feb/avvakum/texts/jag/jag-295-.htm.