Портрет композитора в кросс-культурном пространстве XXI века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье прослеживается творческая судьба Бориса Лисицына – новосибирского композитора, успешно де-
бютировавшего на родине, а с 1996 года проживающего в США. Автор рассматривает ситуацию в контек-
сте судеб художника в кросс-культурном пространстве современности. Отмечается, что опыт межкультурных
взаимодействий в творчестве крупнейших музыкантов ХХ века отнюдь не означает утраты ими собственной
культурной идентичности. Особо подчёркивается исключительная самобытность русского художественного
самосознания, отличавшая отечественных композиторов, начиная с XVIII столетия.
Автор выделяет проблему контакта России и Америки как неравнозначных с точки зрения генезиса и моно-
литности культурного архетипа величин. Сравнительно новый опыт культурного взаимодействия подтвержда-
ет известный факт: годы проживания русских музыкантов за океаном также не «проросли» в ощутимую аме-
риканизацию их художественного мышления.
Обобщая наблюдения над лаконичной, но интонационно ёмкой партитурой «Lamento» Б. Лисицына,
автор подчёркивает глубинную связь анализируемого опуса с интонационной культурой Д. Шостаковича –
Б. Тищенко, свойствами постлюдии – жанра-досказывания, к которому не раз обращался В. Сильвестров. Тема
ухода, прощания, осмысления конца и связанный с нею выход в сферу духовного также опознаются прежде
всего как феномены русской художественной ментальности. Статью подытоживают два фундаментальных вы-
вода: 1) при встрече с Другим истинно российский музыкант по типу своей интонационной рефлексии, повы-
шенному интересу к сфере духовного, глубинным связям с традицией остаётся отечественным художником;
2) кросс-культура рубежа тысячелетий предполагает равноправный диалог культур, а не растворение культур-
ных идентичностей в горниле некой новой «всемирной музыки».
Ключевые слова: межкультурные взаимодействия, кросс-культура, постлюдия, диалог культур, музыкаль-
ное мышление, музыкальная интонация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Savenko S. I. Rukotvornyy kosmos Valentina Sil’vestrova [The Handmade Cosmos of Valentin Silvestrov]. Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the Former USSR]. Moscow, 1994, pp. 72–90.
3. Saponov M. A. Nguen Lantuat, evraziyskiy muzykant. Vmesto predisloviya [Nguyen Lantuat, the Eurasian Musician. Instead of a Foreword]. Mezhdu Vostokom i Zapadom. Zametki o sud’be i muzyke Nguena Lantuata: sb. st. [Between the East and the West. Notes on the Fate and the Music of Nguyen Lantuat: Collected Articles]. Edited by A. G. Mihaylenko. Edition Second, Supplemented. Novosibirsk, 2013, pp. 4–5.
4. Cherednichenko T. V. Muzykal’nyy zapas. 70- e. Problemy. Portrety Sluchai [Musical Supply. The 1970s. Issues. Portraits. Events]. Moscow: New Literary Review, 2002. 600 p.
5. Shtamer K.H. Muzykal’naya kompozitsiya na poroge tret’ego tysyacheletiya: mezhdu «kross-kul’turoy» i «vsemirnoy muzykoy» [Musical Composition on the Threshold of the Third Millennium: Between “Cross- Culture” and “World Music”]. Muzykal’noe obozrenie [Musical Review]. 1994. No. 12 (122), p. 4.
6. Bianchi Paolo. Ethik und Aesthetic des Fremden, Anderen, Diversen und Parallelen [World Music as an Outline of Musical Utopia]. Kunstforum [Art Forum], Bd. 122 (1993), pp. 83–115.