Технологические особенности формирования основ джазовой импровизации в классе аккордеона
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализ положения дел в исполнительстве джазовых произведений и импровизации на аккордеоне показывает
необходимость модернизации существующих методик обучения и создания новых. В ходе педагогического
эксперимента (приняли участие преподаватели и студенты музыкальных вузов и сузов Тамбова, Санкт-Пе-
тербурга, Москвы, Казани, Кургана) было констатировано, что максимально заинтересованными в изучении
модель формирования основ джазовой импровизации в классе аккордеона, направленную на эффективное ов-
ладение студентами основами джазовой импровизации и исполнительства, приобретение навыков аранжиров-
ки и инструментовки. Содержательными направлениями педагогического процесса явились: исполнительское,
композиторское, научное, творчески-коммуникативное.
На основе модели создан авторский курс «Основы джазовой импровизации на аккордеоне» и внедрён в
учебный процесс кафедры народных инструментов Тамбовского музыкально-педагогического института им.
С. В. Рахманинова. Его освоение предполагает два этапа: обучение игре в джазовом стиле и формирование
основ джазовой импровизации.
Автор приходит к следующим выводам: формирование основ джазовой импровизации в классе аккорде-
она важно для становления разносторонне развитой личности музыканта и должно начинаться с изучения и
применения на практике игры в джазовой стилистике; освоение джазового стиля должно строиться на овладе-
нии ритмикой и мелодикой джаза, блюзовыми тонами, гармонией; следует учитывать специфику инструмента;
введение дисциплины «Основы джазовой импровизации на аккордеоне» целесообразно на старших курсах;
важнейшим принципом обучения является репродуцирование; необходимо учитывать индивидуальные осо-
бенности студента.
Ключевые слова: музыкальное образование, исполнительство на аккордеоне, джазовая импровизация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barban E. S. Ideya improvizatsii. Razvitie stilya v dzhaze [The Idea of Improvisation. The Development of Style in Jazz]. Rodnik [Rodnik]. 1990, No. 12, pp. 19–21.
3. Batashov A. N. Fenomen improvizatsii [The Phenomenon of Improvisation]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1987, No. 2, pp. 46–49.
4. Bril’ I. M. Prakticheskiy kurs dzhazovoy improvizatsii [A Practical Course of Jazz Improvisation]. 3rd Edition. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. 111p.
5. Vlasov V. P. Shkola dzhaza na bayane i akkordeone [The Jazz School on the Button and Piano Accordion]. Odessa: Astroprint, 2008. 160 p.
6. Vorontsov Yu. S. Osnovy dzhazovoy improvizatsii (dlya dukhovykh instrumentov) [Basics of Jazz Improvisation (for Wind Instruments)]. Moscow: Sovetskaya muzyka, 2001. 56 p.
7. Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva: ucheb. posobie [The History of the Art of Button Accordion and Piano-Accordion Performance: Study Guide]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2006. 520 p.
8. Kinus Yu. G. Improvizatsiya i kompozitsiya v dzhaze: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Improvisation and Composition in Jazz: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2006. 161 p.
9. Kollier Dzh. L. Stanovlenie dzhaza [Collier J. L. The Formation of Jazz]. Moscow: Raduga, 1984. 392 p.
10. Kunin E. I. Skripach v dzhaze [The Violinist in Jazz]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 80 p.
11. Molotkov V. A. Dzhazovaya improvizatsiya na shestistrunnoy gitare [Jazz Improvisation on the Six-String Guitar]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1983. 112 p.
12. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern Educational Technology]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
13. Stepurko O. M. Trubach v dzhaze [The Trumpeter in Jazz]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 208 p.
14. Chernyshov A. V. Istoriya dzhaza: programma uchebnoy distsipliny [The History of Jazz: A Program for the Educational Discipline]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 1, pp. 242–249.
15. Walter A., Sahm C. Jazz Accordion. Berlin: Walter Kejving, 1957. 76 p.