Технологические особенности формирования основ джазовой импровизации в классе аккордеона

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Nikolai R. Bazhilin

Аннотация

Анализ положения дел в исполнительстве джазовых произведений и импровизации на аккордеоне показывает
необходимость модернизации существующих методик обучения и создания новых. В ходе педагогического
эксперимента (приняли участие преподаватели и студенты музыкальных вузов и сузов Тамбова, Санкт-Пе-
тербурга, Москвы, Казани, Кургана) было констатировано, что максимально заинтересованными в изучении
модель формирования основ джазовой импровизации в классе аккордеона, направленную на эффективное ов-
ладение студентами основами джазовой импровизации и исполнительства, приобретение навыков аранжиров-
ки и инструментовки. Содержательными направлениями педагогического процесса явились: исполнительское,
композиторское, научное, творчески-коммуникативное.
На основе модели создан авторский курс «Основы джазовой импровизации на аккордеоне» и внедрён в
учебный процесс кафедры народных инструментов Тамбовского музыкально-педагогического института им.
С. В. Рахманинова. Его освоение предполагает два этапа: обучение игре в джазовом стиле и формирование
основ джазовой импровизации.
Автор приходит к следующим выводам: формирование основ джазовой импровизации в классе аккорде-
она важно для становления разносторонне развитой личности музыканта и должно начинаться с изучения и
применения на практике игры в джазовой стилистике; освоение джазового стиля должно строиться на овладе-
нии ритмикой и мелодикой джаза, блюзовыми тонами, гармонией; следует учитывать специфику инструмента;
введение дисциплины «Основы джазовой импровизации на аккордеоне» целесообразно на старших курсах;
важнейшим принципом обучения является репродуцирование; необходимо учитывать индивидуальные осо-
бенности студента.

Ключевые слова: музыкальное образование, исполнительство на аккордеоне, джазовая импровизация.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Bazhilin, N. R. (2016). Технологические особенности формирования основ джазовой импровизации в классе аккордеона. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 120–126. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.120-126
Раздел
Музыкальное исполнительство и образование
Биография автора

Nikolai R. Bazhilin, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Бажилин Николай Романович – 
преподаватель, аспирант
кафедры народных инструментов

Библиографические ссылки

1. Azaryan D. V. Dzhaz i fol’klor [Jazz and Folklore]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music].1985, No. 12, p. 118.
2. Barban E. S. Ideya improvizatsii. Razvitie stilya v dzhaze [The Idea of Improvisation. The Development of Style in Jazz]. Rodnik [Rodnik]. 1990, No. 12, pp. 19–21.
3. Batashov A. N. Fenomen improvizatsii [The Phenomenon of Improvisation]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1987, No. 2, pp. 46–49.
4. Bril’ I. M. Prakticheskiy kurs dzhazovoy improvizatsii [A Practical Course of Jazz Improvisation]. 3rd Edition. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. 111p.
5. Vlasov V. P. Shkola dzhaza na bayane i akkordeone [The Jazz School on the Button and Piano Accordion]. Odessa: Astroprint, 2008. 160 p.
6. Vorontsov Yu. S. Osnovy dzhazovoy improvizatsii (dlya dukhovykh instrumentov) [Basics of Jazz Improvisation (for Wind Instruments)]. Moscow: Sovetskaya muzyka, 2001. 56 p.
7. Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva: ucheb. posobie [The History of the Art of Button Accordion and Piano-Accordion Performance: Study Guide]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2006. 520 p.
8. Kinus Yu. G. Improvizatsiya i kompozitsiya v dzhaze: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Improvisation and Composition in Jazz: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2006. 161 p.
9. Kollier Dzh. L. Stanovlenie dzhaza [Collier J. L. The Formation of Jazz]. Moscow: Raduga, 1984. 392 p.
10. Kunin E. I. Skripach v dzhaze [The Violinist in Jazz]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 80 p.
11. Molotkov V. A. Dzhazovaya improvizatsiya na shestistrunnoy gitare [Jazz Improvisation on the Six-String Guitar]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1983. 112 p.
12. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern Educational Technology]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
13. Stepurko O. M. Trubach v dzhaze [The Trumpeter in Jazz]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 208 p.
14. Chernyshov A. V. Istoriya dzhaza: programma uchebnoy distsipliny [The History of Jazz: A Program for the Educational Discipline]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 1, pp. 242–249.
15. Walter A., Sahm C. Jazz Accordion. Berlin: Walter Kejving, 1957. 76 p.