О жанровой драматургии Ноктюрна g-moll ор. 15 Ф. Шопена

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Nina B. Bondarenko

Аннотация

Автор исследует проблемы определения внутренней формы в музыке Ф. Шопена, приближаясь к её понима-
нию через взаимодействие двух знаковых для творчества польского композитора жанров – мазурки и хорала.
Они обретают статус генеральной жанровой оппозиции, структурирующей логику свободных композиций Шо-
пена на глубинном, смыслопродуктивном уровне музыкального текста. Сквозь напряжённое и амбивалентное
взаимодействие мазурочности и хоральности, обнаруживающее себя в драматургически узловых, переломных
моментах композиции, угадывается та символическая структура, которая становится важнейшим генерирую-
щим началом авторского стиля. Детальный анализ «гамлетовского» Ноктюрна g moll op.15 Шопена позволяет
подтвердить трансгрессивную функцию мазурочного начала, провоцирующего появление хоральности как его
парадоксального следствия.

Ключевые слова: Ф. Шопен, ноктюрн, внутренняя форма в музыке, стиль, жанр, мазурочность, хораль-
ность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Bondarenko, N. B. (2016). О жанровой драматургии Ноктюрна g-moll ор. 15 Ф. Шопена. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 76–82. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.076-082
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Nina B. Bondarenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Бондаренко Нина Борисовна – 
преподаватель факультета
среднего профессионального образования

Библиографические ссылки

1. Akopyan L. O. Analiz glubinnoy struktury muzykal'nogo teksta [Analysis of the Deep Structure of the Musical Text]. Moscow: Praktika, 1995. 256 p.
2. Bobrovskiy V. P. Tematizm kak faktor muzykal'nogo myshleniya: ocherki [Thematism as a Factor of Musical Thought. Essays]. Issue 1. Moscow: Muzyka, 1989. 268 p.
3. Bobrovskiy V. P. Funktsional'nyye osnovy muzykal'noy formy [The Functional Basis of the Musical Form]. Moscow: Muzyka, 1978. 332 p.
4. Bondarenko N. B. Fenomenologiya mazurok Shopena [The Phenomenology of Chopin’s Mazurkas]. Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 2 (15), pp. 78–82.
5. Mazel' L. A. Nekotoryye cherty kompozitsii v svobodnykh formakh Shopena [Some Features of the Composition in Free Form]. Issledovaniya o Shopene: sb. st. [Studies on Chopin: A Compilation of Articles]. Moscow: Muzyka, 1989, pp. 159–206.
6. Sokolov O. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennyye zhanry [A Morphological Musical System and its Artistic Genres]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University Press, 1994. 220 p.
7. Tomashevskiy M. Shopen. Chelovek, tvorchestvo, rezonans [Chopin. The Human Being, His Creativity, the Resonance]. Translations by L. Akopyan, Ye. Yanus. Moscow: Muzyka, 2011. 840 p.
8. Yung K. G. Libido, yego metamorfozy i simvoly [Jung C. G. Libido, its Metamorphoses and Symbols]. St. Petersburg: East European Institute of Psychoanalysis, 1994. 414 p.