Традиции бидермайера в отечественном детском фортепианном альбоме

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Larisa V. Romanova

Аннотация

В статье рассматривается влияние бидермайера на формирование жанра детского фортепианного альбома в России. Определяется детский код бидермайера и его проявление в альбомах Шумана и Чайковского, ряда русских дореволюционных композиторов, в начале и конце советской эпохи. Установлено, что детский код бидермайера в отечественных детских фортепианных альбомах стабильно сохранялся у композиторов дореволюционной формации. Тип культуры трансформируется в советский период, элиминируется семейное ядро бидермайеровского кода, меняется характер ребёнка и содержание его деятельности. Отсутствие семейного круга компенсируется широким введением в мир природы, музыки, фольклора. Разнонациональный фольклор символизирует «новую социальную семью», а природа и музыка восстанавливают психологический баланс. Одновременно музыкальная сфера широко развивает традиционное инструктивно-просветительское содержание. За размыванием детского кода бидермайера стоят социально-психологические и культурные проблемы, порождающие контр-тенденции в семантическом коде отечественных детских фортепианных альбомов.

Ключевые слова: музыкальная культура России, детский фортепианный альбом, бидермайер, романтизм, семантический код, детский код бидермайера

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Romanova, L. V. (2015). Традиции бидермайера в отечественном детском фортепианном альбоме. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 155–163. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.155-163
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Larisa V. Romanova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Романова Лариса Владимировна –
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Asafyev B. V. Russkaya muzyka o detyakh i dlya detey [Russian Music about Children and for Children]. Izbrannye trudy: v 5 t. [Selected Works in 5 Volumes]. Volume 4. Moscow, 1955, pp. 97–109.
2. Grokhotov S. V. Shuman i okrestnosti. Romanticheskie progulki po «Al’bomu dlya yunoshestva» [Schumann and his Surroundings. Romantic Walks along the “Album for the Young”]. Moscow: Klassika–XXI, 2006. 240 p.
3. Danilevich L. V. Tvorchestvo D. B. Kabalevskogo [The Musical Oeuvres of D. B. Kabalevsky]. Moscow: Sovetsky Kompozitor, 1963. 199 p.
4. Demchenko G. Yu. Fenomenologiya romantizma v fortepiannom tvorchestve R. Shumana: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenology of Romanticism in the Piano Works of Robert Schumann: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2006. 22 p.
5. Lapina M. E. Otrazheniye temy detstva v fortepiannykh proizvedeniyakh Tsezarya Kyui [Reflecting the Theme of Childhood in the Piano Works of César Cui]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2015, No. 16, pp. 465–469.
6. Lebedeva V. V. Detskiy programmnyy fortepiannyy tsikl v russkoy muzyke [The Children’s Programmatic Piano Cycle in Russian Music]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2008, No. 1, pp. 181–190.
7. Mikhailov A.V. Stil’ i intonatsiya v nemetskoy romanticheskoy lirike [Style and Intonation in German Romantic Lyrics]. Obratnyy perevod [Back Translation]. Compilation, Preparation of Text and Commentaries by D. R. Petrov, S. Yu. Khurumov. Moscow, 2000, pp. 58–90.
8. Moskvina O. O. Printsipy narrativnosti v simfonicheskikh sochineniyakh R. Shtrausa: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Narrative Principles in the Orchestral Works of Richard Strauss: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2013. 24 p.
9. Paisov Yu. I. Aleksandr Grechaninov. Zhizn’ i tvorchestvo [Alexander Gretchaninov. Life and Art]. Moscow: Kompozitor Press, 2004. 600 p.
10. Romanova, L. V. Venskiy bidermayer i al’bom iz Gavrilovki [The Viennese Biedermeier and the Album from Gavrilovka]. Diskussiya [Discussion]. 2011, No. 7 (15), pp. 49–54.
11. Romanova L. V. Dinamika khudozhestvennoy kartiny mira v zhanre detskogo al’boma [The Dynamics of the Artistic Picture of the World in the Genre of the Children’s Music Album]. Muzyka v sisteme kul’tury: sb. nauch. st. [Music in the Cultural System: Compilation of Scholarly Articles]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Issue 1. Ekaterinburg, 2005, pp. 220–244.
12. Romanova L. V. Natsional’naya sfera v detskoy muzyke kontsa sovetskoy epokhi [The National Sphere in Children’s Music from the Late Soviet Era]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics]. 2011, No. 2 (36), pp. 222–228.
13. Sorokina E. A. Mir detstva v russkoy muzyke XIX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The World of Childhood in 19th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2006. 26 p.
14. Shefova E. A. Fortepiannyy detskiy al’bom kak otrazhenie mirovospriyatiya detey rubezha vekov [Children’s Piano Album as a Reflection of Attitude Children Turn of the Century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki v 2 ch. [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Theory and Practice: in 2 Parts]. Part 1. Tambov, 2013, No. 9 (35), pp. 196–198.
15. Shefova E. A. Poetika fortepiannogo detskogo al’boma v tvorchestve kompozitorov russkogo zarubezh’ya: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Poetics of Children’s Album for Piano in the Works of Russian Émigré Composers: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2015. 26 p.
16. Bulkіn A. I. Fortepіanniy dityachiy al’bom: shlyakhi stanovlennya, poetika zhanru: avtoref. dis. … kand. mistetstvoznavstva [The Children’s Album for Piano: Paths of Formation, The Poetics of the Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kiev, 2005. 20 p.