Традиции бидермайера в отечественном детском фортепианном альбоме
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается влияние бидермайера на формирование жанра детского фортепианного альбома в России. Определяется детский код бидермайера и его проявление в альбомах Шумана и Чайковского, ряда русских дореволюционных композиторов, в начале и конце советской эпохи. Установлено, что детский код бидермайера в отечественных детских фортепианных альбомах стабильно сохранялся у композиторов дореволюционной формации. Тип культуры трансформируется в советский период, элиминируется семейное ядро бидермайеровского кода, меняется характер ребёнка и содержание его деятельности. Отсутствие семейного круга компенсируется широким введением в мир природы, музыки, фольклора. Разнонациональный фольклор символизирует «новую социальную семью», а природа и музыка восстанавливают психологический баланс. Одновременно музыкальная сфера широко развивает традиционное инструктивно-просветительское содержание. За размыванием детского кода бидермайера стоят социально-психологические и культурные проблемы, порождающие контр-тенденции в семантическом коде отечественных детских фортепианных альбомов.
Ключевые слова: музыкальная культура России, детский фортепианный альбом, бидермайер, романтизм, семантический код, детский код бидермайера
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grokhotov S. V. Shuman i okrestnosti. Romanticheskie progulki po «Al’bomu dlya yunoshestva» [Schumann and his Surroundings. Romantic Walks along the “Album for the Young”]. Moscow: Klassika–XXI, 2006. 240 p.
3. Danilevich L. V. Tvorchestvo D. B. Kabalevskogo [The Musical Oeuvres of D. B. Kabalevsky]. Moscow: Sovetsky Kompozitor, 1963. 199 p.
4. Demchenko G. Yu. Fenomenologiya romantizma v fortepiannom tvorchestve R. Shumana: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenology of Romanticism in the Piano Works of Robert Schumann: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2006. 22 p.
5. Lapina M. E. Otrazheniye temy detstva v fortepiannykh proizvedeniyakh Tsezarya Kyui [Reflecting the Theme of Childhood in the Piano Works of César Cui]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2015, No. 16, pp. 465–469.
6. Lebedeva V. V. Detskiy programmnyy fortepiannyy tsikl v russkoy muzyke [The Children’s Programmatic Piano Cycle in Russian Music]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2008, No. 1, pp. 181–190.
7. Mikhailov A.V. Stil’ i intonatsiya v nemetskoy romanticheskoy lirike [Style and Intonation in German Romantic Lyrics]. Obratnyy perevod [Back Translation]. Compilation, Preparation of Text and Commentaries by D. R. Petrov, S. Yu. Khurumov. Moscow, 2000, pp. 58–90.
8. Moskvina O. O. Printsipy narrativnosti v simfonicheskikh sochineniyakh R. Shtrausa: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Narrative Principles in the Orchestral Works of Richard Strauss: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2013. 24 p.
9. Paisov Yu. I. Aleksandr Grechaninov. Zhizn’ i tvorchestvo [Alexander Gretchaninov. Life and Art]. Moscow: Kompozitor Press, 2004. 600 p.
10. Romanova, L. V. Venskiy bidermayer i al’bom iz Gavrilovki [The Viennese Biedermeier and the Album from Gavrilovka]. Diskussiya [Discussion]. 2011, No. 7 (15), pp. 49–54.
11. Romanova L. V. Dinamika khudozhestvennoy kartiny mira v zhanre detskogo al’boma [The Dynamics of the Artistic Picture of the World in the Genre of the Children’s Music Album]. Muzyka v sisteme kul’tury: sb. nauch. st. [Music in the Cultural System: Compilation of Scholarly Articles]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Issue 1. Ekaterinburg, 2005, pp. 220–244.
12. Romanova L. V. Natsional’naya sfera v detskoy muzyke kontsa sovetskoy epokhi [The National Sphere in Children’s Music from the Late Soviet Era]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics]. 2011, No. 2 (36), pp. 222–228.
13. Sorokina E. A. Mir detstva v russkoy muzyke XIX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The World of Childhood in 19th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2006. 26 p.
14. Shefova E. A. Fortepiannyy detskiy al’bom kak otrazhenie mirovospriyatiya detey rubezha vekov [Children’s Piano Album as a Reflection of Attitude Children Turn of the Century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki v 2 ch. [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Theory and Practice: in 2 Parts]. Part 1. Tambov, 2013, No. 9 (35), pp. 196–198.
15. Shefova E. A. Poetika fortepiannogo detskogo al’boma v tvorchestve kompozitorov russkogo zarubezh’ya: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Poetics of Children’s Album for Piano in the Works of Russian Émigré Composers: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2015. 26 p.
16. Bulkіn A. I. Fortepіanniy dityachiy al’bom: shlyakhi stanovlennya, poetika zhanru: avtoref. dis. … kand. mistetstvoznavstva [The Children’s Album for Piano: Paths of Formation, The Poetics of the Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kiev, 2005. 20 p.