Композитор Виктор Ульянич: христианское мировоззрение и творческий стиль

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina A. Kaynova

Аннотация

Статья представляет собой краткий обзор творчества современного российского композитора Виктора Степановича Ульянича, в жизни которого гармонично переплелись музыка, наука и вера. Христианское мироощущение композитора проходит через всё его творчество: будь то вокально-хоровая, камерно-инструментальная, симфоническая или театральная музыка. Образную сферу его музыкальных произведений составляют темы природы, космоса и человеческого бытия. Музыкально-технологические новшества В. С. Ульянича оправданы необходимостью создания художественного образа. Он стремится к завершённым формам, уделяя большое внимание пропорциям частей музыкального произведения; чистые гармонии, яркий тематический материал для него – главное средство выражения музыкальной мысли. Из приёмов развития материала композитор предпочитает различные виды комбинаторики, отражающие математические законы природы. В своём творчестве Ульянич затрагивает вопросы фундаментальных принципов бытия, противопоставляя Добро – Злу, Жизнь – Смерти, Свет – Тьме, тем самым напоминая об изначально высоком предназначении человека.

Ключевые слова: композиторы России, Виктор Ульянич, компьютерная музыка, пасхальный тропарь

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kaynova, I. A. (2015). Композитор Виктор Ульянич: христианское мировоззрение и творческий стиль. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 139–147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.139-147
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Irina A. Kaynova, Российская академия музыки им. Гнесиных

Кайнова Ирина Анатольевна –
доцент кафедры компьютерной музыки

Библиографические ссылки

1. Gulyanitskaya N. S. Viktor Ul’yanich – «Svyatozvony» dlya 2-kh royaley. [Viktor Ulyanich: Svyatozvony (Sacred Peal of Bells) for two Pianos]. Fortepiannyy ansambl’: kompozitsiya, ispolnitel’stvo, pedagogika: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Piano Ensemble: Composition, Performance, Pedagogy: Abstracts for International Research and Practice Conference]. St. Petersburg, 2001, pp. 43–45.
2. Gulyanitskaya N. S. Zametki o stilistike sovremennykh dukhovno-muzykal’nykh sochineniy [Notes on the Style of Contemporary Sacred Compositions]. Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost’ [Traditional Genres of Russian Sacred Music and Modernity]. Issue 1. Moscow, 1999, pp. 117–149.
3. Gulyanitskaya N. S. Metody nauki o muzyke [The Methods of Musical Scholarship]. Moscow: Muzyka Press, 2009. 256 p.
4. Gulyanitskaya N. S. Interaction: vzaimodeystvie nauki i muzyki v tvorchestve V. Ul’yanicha [Interaction of Science and Music in Viktor Ulyanich’s Compositions]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. Moscow, 2000, No. 1, pp. 51–58.
5. O zhizni skhiarkhimandrita Vitaliya [On the Life of Schema-Archimandrite Vitaliy]. Moscow: Novospassky Monastery, 2006, pp. 272.
6. Smirnova I. A. Tvorcheskiy portret kompozitora Viktora Ul’yanicha v ego proizvedeniyakh i vyskazyvaniyakh [An Artistic Profile of Composer Viktor Ulyanich in His Compositions and Utterances]. Protsess muzykal’nogo tvorchestva [The Process of Musical Creativity]. Issue 5. Edited by E. Vyazkova. Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2002, pp. 151–175.
7. Mozgot S. A. Kontseptual’noe prostranstvo v muzyke kompozitorov XX veka [Conceptual Space in the Music of 20th Century Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4, pp. 20–24.
8. Ul’yanich V. S. Komp’yuternaya muzyka. Osvoyenye novoy khudozhestvenno-vyrazitel’noy sredy v muzykal’nom iskusstve [Computer Music: Exploring a New Artistic and Expressive Environment in the Art of Music]. Moscow: Erebus, 2012. 146 p.
9. Ul’yanich V. S. O kompozitorskom tvorchestve. (Opyt razmyshleniya) [On the Art of Composition (Reflections)]. Khristianskaya kul’tura: proshloe i nastoyashchee (K 2000-letiyu Rozhdestva Khristova): sb. st. po mat. nauch. konf. [Research Conference: The Christian Culture: Past and Present (Commemorating the 2000th Anniversary of the Nativity of Jesus Christ): Compilation of Articles]. Compiled by N. Gulyanitskaya. Moscow, 2004, pp. 105–114.
10. Ul’yanich V. S. Svetozvony-II i Svetozvony- VI: avtorskiy kommentariy [Svetozvony (Luminous Peals of Bells)-II and Svetozvony-VI: Commentaries Composer]. Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoyashchee: Mezhdunar. nauch. konf. 24-26 sent. 2002 g. [International Research Conference: Musicology Towards the Turn of the Century: Past and Present, 24– 26 September 2002]. The Gnesins Academy of Music. Moscow, 2002, pp. 236–251.
11. Urvantseva O. A. Dva vektora razvitiya russkoy dukhovno-kontsertnoy muzyki XX–XXI vv. [Two Vectors of Development of Russian Sacred Concert Music of the 20th and 21st Centuries]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 2, pp. 28–32.
12. Shepshelyova O. V. Smyslovoy potentsial khorovogo zvuchaniya v sovremennoy muzyke [Potential of Meaning in the Choral Sound in Modern Music:]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 2, pp. 98–102.