От вокального цикла «Песни прекрасного пришельца» Александра Изосимова – к полотнам Светланы и Сабира Гаджиевых

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galina P. Ovsyankina

Аннотация

«Песни прекрасного пришельца» петербургского композитора Александра Изосимова (р. 1958) представляют собой особый жанр – вокальный цикл-эстафету для четырёх солистов и фортепиано. По замыслу автора, «солисты как бы передают друг другу слово», а исполнение различными по тембру и тесситуре голосами (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас), создаёт тембровую драматургию, сближая цикл с психологическим спектаклем-размышлением, рассказом.

Цикл создавался в течение двадцати пяти лет (1979–2004). Восемнадцать «песен» образуют единое действо-размышление, которое делится на две крупные части. Центром является поэзия А. Тарковского (тринадцать частей), ансамбль с ней составляют стихи немецких поэтов-романтиков – Новалиса, Л. Уланда, Э. Мёрике – и стихотворение А. Блока.

Зародившись из слова, «Песни прекрасного пришельца» вызвали к жизни живописные полотна, породив тройственный союз искусств. К циклу-эстафете петербургскими художниками Светланой и Сабиром Гаджиевыми созданы картины. Их стилистический облик трудно отнести к какому-либо одному творческому направлению. Они перекликаются с вокальным циклом светлой гаммой красок, своеобразной символикой, радостным мировосприятием.

Ключевые слова: вокальный жанр, вокальный цикл, песня, стихотворение с музыкой, тембровая драматургия, музыкальный язык, живопись, стилистическое направление

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ovsyankina, G. P. (2015). От вокального цикла «Песни прекрасного пришельца» Александра Изосимова – к полотнам Светланы и Сабира Гаджиевых. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 43–48. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.043-048
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Galina P. Ovsyankina, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Овсянкина Галина Петровна –
доктор искусствоведения,
профессор кафедры музыкального воспитания
и образования

Библиографические ссылки

1. Izosimov A. M. Pesni prekrasnogo prishel'tsa: vokal'nyy tsikl-estafeta dlya soprano, metstso-soprano, tenora, basa i fortepiano na stikhi A. Tarkovskogo, Novalisa, E. Merike, L. Ulanda, A. Bloka [Songs of the Wonderful Stranger. Vocal cycle for soprano, mezzo-soprano, tenor, bass and piano set to poems by Arseny Tarkovsky, Novalis, Ludwig Uhland, Eduard Moerike and Alexander Blok]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2007. 104 p.
2. Klimova N. V. Muzyka Aleksandra Izosimova: paradigma Sveta: monografiya [Alexander Izosimov's Music: The Paradigm of Light. Monographic Work]. S. V. Rachmaninoff Tambov State Music Pedagogical Institute. Tambov, 2013.130 p.
3. Klimova N. V. Svet kak dukhovnaya paradigma tvorchestva kompozitora Aleksandra Izosimova: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Light as a Spiritual Paradigm in the Musical Oeuvres of Composer Alexander Izosimov: Diss. … Doc. of Art]. Saratov, 2013. 150 p.
4. Ovsyankina G. P. «Pesni prekrasnogo prishel'tsa» Aleksandra Izosimova – tvorcheskaya ispoved'? [Alexander Izosimov’ “Songs of the Wonderful Stranger” as an Artistic Confession?]. St. Petersburg: Dom muzyki UC, Records, 2005.