Синестетический аспект интерпретации в оперном жанре (на примере «Пиковой дамы» П. И. Чайковского)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana Yu. Lysenko

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы поэтапной многоуровневой интерпретации в ракурсе сценического прочтения оперы. Автор привлекает синестетический подход, позволяющий исследовать глубинные невербальные процессы смыслообразования в художественном тексте. На примере оперы «Пиковая дама» в постановке Грехема Вика (Глайндборнский фестиваль) рассмотрены скрытые механизмы межчувственных ассоциаций в процессе «перевода» пушкинского текста на язык других видов искусства. Применительно к анализу постановочной интерпретации в оперном жанре впервые привлекается понятие невербального концепта, что позволяет исследовать механизм невербального смыслового «перевыражения» между различными рядами оперы-спектакля – вербальным, музыкальным, сценографическим.

         Ключевые слова: постановочная интерпретация в оперном жанре, Грехем Вик, синестетический подход к оперному спектаклю

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Lysenko, S. Y. (2013). Синестетический аспект интерпретации в оперном жанре (на примере «Пиковой дамы» П. И. Чайковского). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 190–195. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/198
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Svetlana Yu. Lysenko, Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Лысенко Светлана Юрьевна –
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории, истории музыки
и инструментального исполнительства

Библиографические ссылки

1. Asaf'ev B. V. O muzyke Chaykovskogo. – L.: Muzyka, 1972.
2. Galeev B. M. Chelovek, iskusstvo, tekhnika: (problema sinestezii v iskusstve). – Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1987.
3. Ermakova O. P. Kontsept «bezumie» s tochki zreniya yazyka // Logicheskiy analiz yazyka. Kosmos i khaos: kontseptual'nye polya poryadka i besporyadka / otv. red. N. D. Arutyunova. – M., 2003. – S. 108–117.
4. Zhinkin N. I. Yazyk. Rech'. Tvorchestvo. – M.: Labirint, 1998.
5. Zusman V. G. Dialog i kontsept v literature. Literatura i muzyka. – N. Novgorod: Rekom, 2001.
6. Kandinskiy V. V. O dukhovnom v iskusstve. – L.: Leningradskaya galereya, 1990.
7. Kolyadenko N. P. «Boris Godunov» A. S. Pushkina v svete problemy khudozhestvennogo sinteza // A. S. Pushkin i russkaya khudozhestvennaya kul'tura. – Novosibirsk, 1999. – S. 52–67.
8. Kolyadenko N. P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya (na materiale iskusstva KhKh veka). – Novosibirsk: Novosibirskaya gos. konservatoriya, 2005.
9. Pavilenis R. I. Problema smysla. – M.: Mysl', 1983.
10. Sintsov E. V., Sintsova S. V. Fenomeny vlasti v khudozhestvenno-filosofskom osmyslenii. – Kazan': v Kazanskiy gos. energ. un-t, 2008.
11. Stepanov Yu. S. Konstanty. Slovar' russkoy kul'tury. Opyt issledovaniya. – M.: Shkola «Yazyki russkoy kul'tury», 1997.
12. Toporov V. N. Peterburgskiy tekst. – M.: Nauka, 2009.
13. Yarustovskiy B. M. Opernaya dramaturgiya Chaykovskogo. – M.; L.: Muzgiz, 1947.