Башкирская народная песня в творчестве Камиля Рахимова: к проблеме интерпретации фольклора
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается жанр обработки, ставший в условиях становления башкирской профессиональной культуры (1920–1940-е гг.) индикатором общих процессов формирования музыкального мышления. Определяются основные пути обращения композиторов с фольклорным первоисточником. Автор показывает способы сохранения специфики репрезентативных жанров башкирского фольклора – озон-кюй и кыска-кюй, затрагивает проблему включения монодии в многоголосную ткань музыки академической традиции. Раскрывается значение творческих находок К. Рахимова для развития башкирской музыкальной культуры.
Ключевые слова: башкирская музыкальная культура, жанр, обработка, озон-кюй, монодия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Galimullina R. T. Bashkirskaya protyazhnaya pesnya (yugo-vostochnaya traditsiya): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Magnitogorsk, 2002.
3. Galitskaya S. P. Teoreticheskie voprosy monodii. – Tashkent: Fan, 1981.
4. Drozhzhina M. N. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva KhKh veka. – Novosibirsk: Novosibirskaya gos. konservatoriya, 2004.
5. Demchenko A. I. Zhanr fol'klornoy obrabotki v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala KhKh veka // Razvitie narodnykh traditsiy v muzykal'nom ispolnitel'stve, tvorchestve i pedagogike. – Ekaterinburg, 2000. – S. 35–41.
6. Imamutdinova Z. A. Kul'tura bashkir. Ustnaya muzykal'naya traditsiya («chtenie» Korana, fol'klor). – M.: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 2000.
7. Lebedinskiy L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi. – M.: Muzyka, 1965.
8. Rakhimov R. G. Faktura bashkirskoy instrumental'noy monodii: fol'klornoe issledovanie. – Ufa: Uzoritsa, 2001.
9. Suleymanov R. S. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala. – Ufa: Kitap, 1995.
10. Skurko E. R. Bashkirskaya akademicheskaya muzyka. Traditsii i sovremennost'. – Ufa: Gilem, 2005.
11. Trembovel'skiy E. B. Geterofoniya: tipologiya faktur – evolyutsiya tkani // Muzykal'naya akademiya. – 2001. – № 4. – S. 165–175.
12. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy. – M.: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 1999.