Башкирская народная песня в творчестве Камиля Рахимова: к проблеме интерпретации фольклора

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Milyausha A. Idrisova

Аннотация

В статье рассматривается жанр обработки, ставший в условиях становления башкирской профессиональной культуры (1920–1940-е гг.) индикатором общих процессов формирования музыкального мышления. Определяются основные пути обращения композиторов с фольклорным первоисточником. Автор показывает способы сохранения специфики репрезентативных жанров башкирского фольклора – озон-кюй и кыска-кюй, затрагивает проблему включения монодии в многоголосную ткань музыки академической традиции. Раскрывается значение творческих находок К. Рахимова для развития башкирской музыкальной культуры.

Ключевые слова: башкирская музыкальная культура, жанр, обработка, озон-кюй, монодия

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Idrisova, M. A. (2013). Башкирская народная песня в творчестве Камиля Рахимова: к проблеме интерпретации фольклора. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 59–65. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/184
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Milyausha A. Idrisova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Идрисова Миляуша Абраровна –
аспирантка кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Atanova L. P. Sobirateli i issledovateli bashkirskogo muzykal'nogo fol'klora. – Ufa: Yeshlek, 1992.
2. Galimullina R. T. Bashkirskaya protyazhnaya pesnya (yugo-vostochnaya traditsiya): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Magnitogorsk, 2002.
3. Galitskaya S. P. Teoreticheskie voprosy monodii. – Tashkent: Fan, 1981.
4. Drozhzhina M. N. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva KhKh veka. – Novosibirsk: Novosibirskaya gos. konservatoriya, 2004.
5. Demchenko A. I. Zhanr fol'klornoy obrabotki v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala KhKh veka // Razvitie narodnykh traditsiy v muzykal'nom ispolnitel'stve, tvorchestve i pedagogike. – Ekaterinburg, 2000. – S. 35–41.
6. Imamutdinova Z. A. Kul'tura bashkir. Ustnaya muzykal'naya traditsiya («chtenie» Korana, fol'klor). – M.: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 2000.
7. Lebedinskiy L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi. – M.: Muzyka, 1965.
8. Rakhimov R. G. Faktura bashkirskoy instrumental'noy monodii: fol'klornoe issledovanie. – Ufa: Uzoritsa, 2001.
9. Suleymanov R. S. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala. – Ufa: Kitap, 1995.
10. Skurko E. R. Bashkirskaya akademicheskaya muzyka. Traditsii i sovremennost'. – Ufa: Gilem, 2005.
11. Trembovel'skiy E. B. Geterofoniya: tipologiya faktur – evolyutsiya tkani // Muzykal'naya akademiya. – 2001. – № 4. – S. 165–175.
12. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy. – M.: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 1999.