Фисгармония как часть инструментального компонента органной культуры

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna N. Pronina

Аннотация

Автор обращается к неисследованному российским музыкоз-
нанием вопросу истории язычкового органа, более известно-
го в России как фисгармония. Отдельное внимание уделено
терминологии, используемой российской и зарубежной ли-
тературой (терминам «язычковый орган», «фисгармония»,
«гармониум»). На основе комплекса зарубежных источников
рассмотрена история инструмента, технические особенно-
сти его европейского и американского типов, а также аспек-
ты применения в духовной и светской практике. В развитии
фисгармонии выделена тенденция её сближения с трубным
органом, что отразилось на звуковых свойствах, внешнем
облике и функционировании в конфессиональной сфере. Ав-
тор приходит к выводу о том, что в силу уникального набо-
ра характеристик фисгармония стала важной составляющей
органного инструментария. Являясь альтернативой духовому
органу, она взяла на себя его функции там, где ввиду различ-
ных обстоятельств (удалённость или отсутствие органостро-
ительной индустрии и сервисного обслуживания инструмен-
тов либо невозможность покупки дорогостоящего органа)
применение последних было крайне затруднено или невоз-
можно вовсе. Такую роль, например, фисгармония сыграла
в становлении органной культуры в России XIX – начала ХХ
столетий, особенно в провинции.

Ключевые слова: органная культура, орган, фисгармо-
ния, язычковый орган

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Pronina, A. N. (2014). Фисгармония как часть инструментального компонента органной культуры. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 75–80. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/170
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Anna N. Pronina, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Пронина Анна Николаевна –
аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Aleksandrov A. N. Vospominaniya. Stat'i. Pis'ma [Memoirs. Articles. Letters]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1979. 360 p.
2. Bakeeva N. N. Organ [Organ]. Moscow: Muzyka Press, 1977. 144 p.
3. Berlioz HG. Bol'shoy traktat o sovremennoy instrumentovke i orkestrovke [Hector Berlioz. A Large Treatise on Modern Instrumentation and Orchestration]. Moscow: Muzyka Press, 1972. Issue 2. 532 p.
4. Zimin P. P. Istoriya fortepiano i ego predshestvennikov [History of the Piano and its Predecessors]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 216 p.
5. Zotov V. R. Peterburg v 40-kh godakh [St. Petersburg during the 1840s]. Istoricheskiy vestnik [Historical Newsletter]. 1890, no. 1, pp. 29–53.
6. Mirek A. M. Spravochnik po garmonikam [Reference Book on Harmonics]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 131 p.
7. Royzman L. I. Glinka i organnaya kul'tura Rossii pervoy poloviny XIX stoletiya [Glinka and the Russian Organ Culture of the First Half of the 19th Century]. Pamyati Glinki. 1857–1957: issledovaniya i materialy [In Memoriam Glinka, 1857–1957: Research and Materials]. Moscow, 1958, pp. 296–328.
8. Royzman L. I. Organ v istorii russkoy muzykal'noy kul'tury [The Organ in the History of Russian Musical Culture]. Moscow: Muzyka Press, 1979. 376 p.
9. Royzman L. I. Fisgarmoniya. [The Harmonium]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Moscow, 1981. Vol. 5, pp. 826.
10. Sibirskaya zhizn' [Siberian Life]. 1904, no. 24.
11. Stasov V. V. Dva slova ob organe v Rossii [A Couple of Words About the Organ in Russia]. Stasov V. V. Stat'i o muzyke [Articles on Music]. Issue 1. Moscow, 1974, pp. 81–89.
12. Stasov V. V. Nemetskie organy u russkikh lyubiteley [German Organs in Possession of Russian Amateurs]. Stat'i o muzyke [Articles about Music]. Issue 4. Moscow, 1978, pp. 154–157.
13. Tomskie gubernskie vedomosti [The Tomsk Provincial Bulletin]. 1899, no. 28.
14. Ahrens С. Das Harmonium in Deutschland: Bau, wirtschaftliche Bedeutung und musikalische Nutzung eines “historischen” Musikinstrumentes. Frankfurt/Main: Bochinsky, 1996. 311 p.
15. Bouvilliers D. A. The Harmonium. Its History, Its Literature. The Caecila. Magazine of Catholic Church and School Music. Boston: MclaughlinReillyCompany, 1934, pp. 58–61.
16. Gellerman, R. F. Gellerman's International Reed Organ Atlas. Vestal NY [USA]: The Vestal Press, 1998, 316 p.
17.Gellerman R. F. The American Reed Organ and the Harmonium: A Treatise on its History, Restoration and Tuning, with descriptions of some outstanding Collections, including a Stop dictionary and a directory of Reed Organs. 2nd ed. Vestal NY [USA]: The Vestal Press, 1996, 303 p.
18. Ochse O. Organists and Organ Playing in Nineteenth- Century France and Belgium. 2000. 270 p.
19. Ord-Hume A. Harmonium: the History of the Reed Organ and its Makers. David and Charles, Newton Abbot, 1986. 256 p.
20. Rottermund K. Teofil Kotykiewicz – Polski budowniczy fisharmonii w Wiedniu. Muzyka, no. 4, pp. 47 – 63.