Фисгармония как часть инструментального компонента органной культуры
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор обращается к неисследованному российским музыкоз-
нанием вопросу истории язычкового органа, более известно-
го в России как фисгармония. Отдельное внимание уделено
терминологии, используемой российской и зарубежной ли-
тературой (терминам «язычковый орган», «фисгармония»,
«гармониум»). На основе комплекса зарубежных источников
рассмотрена история инструмента, технические особенно-
сти его европейского и американского типов, а также аспек-
ты применения в духовной и светской практике. В развитии
фисгармонии выделена тенденция её сближения с трубным
органом, что отразилось на звуковых свойствах, внешнем
облике и функционировании в конфессиональной сфере. Ав-
тор приходит к выводу о том, что в силу уникального набо-
ра характеристик фисгармония стала важной составляющей
органного инструментария. Являясь альтернативой духовому
органу, она взяла на себя его функции там, где ввиду различ-
ных обстоятельств (удалённость или отсутствие органостро-
ительной индустрии и сервисного обслуживания инструмен-
тов либо невозможность покупки дорогостоящего органа)
применение последних было крайне затруднено или невоз-
можно вовсе. Такую роль, например, фисгармония сыграла
в становлении органной культуры в России XIX – начала ХХ
столетий, особенно в провинции.
Ключевые слова: органная культура, орган, фисгармо-
ния, язычковый орган
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bakeeva N. N. Organ [Organ]. Moscow: Muzyka Press, 1977. 144 p.
3. Berlioz HG. Bol'shoy traktat o sovremennoy instrumentovke i orkestrovke [Hector Berlioz. A Large Treatise on Modern Instrumentation and Orchestration]. Moscow: Muzyka Press, 1972. Issue 2. 532 p.
4. Zimin P. P. Istoriya fortepiano i ego predshestvennikov [History of the Piano and its Predecessors]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 216 p.
5. Zotov V. R. Peterburg v 40-kh godakh [St. Petersburg during the 1840s]. Istoricheskiy vestnik [Historical Newsletter]. 1890, no. 1, pp. 29–53.
6. Mirek A. M. Spravochnik po garmonikam [Reference Book on Harmonics]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 131 p.
7. Royzman L. I. Glinka i organnaya kul'tura Rossii pervoy poloviny XIX stoletiya [Glinka and the Russian Organ Culture of the First Half of the 19th Century]. Pamyati Glinki. 1857–1957: issledovaniya i materialy [In Memoriam Glinka, 1857–1957: Research and Materials]. Moscow, 1958, pp. 296–328.
8. Royzman L. I. Organ v istorii russkoy muzykal'noy kul'tury [The Organ in the History of Russian Musical Culture]. Moscow: Muzyka Press, 1979. 376 p.
9. Royzman L. I. Fisgarmoniya. [The Harmonium]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Moscow, 1981. Vol. 5, pp. 826.
10. Sibirskaya zhizn' [Siberian Life]. 1904, no. 24.
11. Stasov V. V. Dva slova ob organe v Rossii [A Couple of Words About the Organ in Russia]. Stasov V. V. Stat'i o muzyke [Articles on Music]. Issue 1. Moscow, 1974, pp. 81–89.
12. Stasov V. V. Nemetskie organy u russkikh lyubiteley [German Organs in Possession of Russian Amateurs]. Stat'i o muzyke [Articles about Music]. Issue 4. Moscow, 1978, pp. 154–157.
13. Tomskie gubernskie vedomosti [The Tomsk Provincial Bulletin]. 1899, no. 28.
14. Ahrens С. Das Harmonium in Deutschland: Bau, wirtschaftliche Bedeutung und musikalische Nutzung eines “historischen” Musikinstrumentes. Frankfurt/Main: Bochinsky, 1996. 311 p.
15. Bouvilliers D. A. The Harmonium. Its History, Its Literature. The Caecila. Magazine of Catholic Church and School Music. Boston: MclaughlinReillyCompany, 1934, pp. 58–61.
16. Gellerman, R. F. Gellerman's International Reed Organ Atlas. Vestal NY [USA]: The Vestal Press, 1998, 316 p.
17.Gellerman R. F. The American Reed Organ and the Harmonium: A Treatise on its History, Restoration and Tuning, with descriptions of some outstanding Collections, including a Stop dictionary and a directory of Reed Organs. 2nd ed. Vestal NY [USA]: The Vestal Press, 1996, 303 p.
18. Ochse O. Organists and Organ Playing in Nineteenth- Century France and Belgium. 2000. 270 p.
19. Ord-Hume A. Harmonium: the History of the Reed Organ and its Makers. David and Charles, Newton Abbot, 1986. 256 p.
20. Rottermund K. Teofil Kotykiewicz – Polski budowniczy fisharmonii w Wiedniu. Muzyka, no. 4, pp. 47 – 63.