Марианская лауда как феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур Позднего Средневековья

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Nemkova

Аннотация

В исследовании рассматривается жанр марианской лауды
как многогранное и исторически уникальное художествен-
ное явление. С одной стороны, выявляется осуществляемая
через него взаимосвязь между церковной и мирской поэти-
ко-музыкальными формами. С другой стороны, подчёркива-
ется преломление в данном жанре наиболее существенных
особенностей художественной трактовки образа Богома-
тери в эпоху Её культа. Марианская лауда показывается в
широком образно-семантическом контексте, определяемом
сложностью и многообразием процессов духовной жизни
Позднего Средневековья. Отмечена ключевая значимость
в осмыслении марианской тематической сферы творческим
сознанием эпохи дуализма центрального образа (его при-
надлежность «дольнему» и «горнему» планам бытия). Ак-
центировано внимание на важности той роли, которую сы-
грали в становлении и развитии марианской лауды (и, шире,
в художественной эволюции темы Богоматери в западноев-
ропейской культуре) факторы расцвета латинской мистики,
деятельности монашеских орденов и внецерковных религи-
озных движений XII–XIII вв.

Ключевые слова: духовная внелитургическая песня, ма-
рианская лауда

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nemkova, O. V. (2013). Марианская лауда как феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур Позднего Средневековья. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 258–263. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/154
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Olga V. Nemkova, Тамбовский государственный музыкально- педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Немкова Ольга Вячеславовна –
кандидат искусствоведения,
проректор по научной и методической работе,
заведующая кафедрой хорового дирижирования,
доцент, и. о. профессора

Библиографические ссылки

1. Bitsilli P. M. Elementy srednevekovoy kul’tury [Elements of Medieval Culture]. Saint Petersburg: MIFRIL Press, 1995. 264 p.
2. Buynevich A. V. Jakopone da Todi [Jacopone da Todi]. Minsk, 2004. URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/uy/ nevich_2004.htm.
3. Karsavin L. P. Kul’tura srednikh vekov [The Culture of the Middle Ages]. Moscow: Knizhnaya nakhodka Press, 2003. 224 p.
4. Lazarev V. N. Proiskhozhdenie ital’yanskogo Vozrozhdeniya [The Origins of the Italian Renaissance], vol. 1–3. Iskusstvo Protorenessansa [The Art of the Proto-Renaissance], vol. 1. Moscow, 1956. 440 p.
5. Martynov V. I. Komment. k CD [Comments to CD]. Vladimir Martynov. Temenos: Stabat Mater/Requiem (CD) [Long Arms]. Opus Posth – Ensemble, Sirin & Alkonost – Choruses, Tatiana Grindenko. Lossless Word, 2003. URL: http://severka. livejournal.com/44945.html.
6. Tarle E. V. Flagellanty [The Flagellants]. Entsiklopedicheskiy slovar’ [The Encyclopedic Dictionary]. Ed. K. K. Arsen’ev, F. F. Petrushevsky. Saint Petersburg, 1902, vol. 36, pp. 94–96.
7. Toporova A. V. Religioznaya poeziya [Religious Poetry]. Istoriya literatury Italii, vol. 1: Srednie veka [History of Italian Literature, vol 1: Middle Ages]. Ed. M. L. Andreev, R. I. Khlodovskiy. Moscow, 2000, 590 p.