«Латинское направление» марианской гимнографии в культурно-историческом контексте V–VIII веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена актуальной, многоаспектной и малоизученной
проблеме выявления истоков «исторического
размежевания» византийской и римско-латинской церковно-
певческих традиций на одном из наиболее показательных
направлений – мариологическом. Подчёркивается ключевая
значимость факторов, обусловивших развитие специфически
«католических» свойств западнохристианского песнетворче-
ства: миссионерская деятельность западного монашества на
«варварских» территориях (требование доступности и эф-
фективности привлекаемых средств художественного воздей-
ствия), его открытость мирским влияниям (возникновение
секулярных тенденций), развитие латинской гимнографии
как основы взаимодействия с другими формами «эстетиче-
ской мариологии», неуклонное расширение круга мариан-
ских песнопений в структуре богослужения римско-латин-
ской церкви. Отмечается определяющая роль процесса всё
большего удаления Рима от Византии в теоретических воз-
зрениях на природу и задачи богослужебного пения (влияние
трудов Боэция). Восприятие музыки как мощного средства
воздействия на душу человека определяет историческую пер-
спективу в развитии католического музыкального искусства в
целом, а также особенности эволюции западнохристианских
певческих форм культа Богоматери.
Ключевые слова: римско-латинская церковно-певческая
традиция, григорианский хорал, христианская эстетика, мо-
нашеский орден, марианская гимнография
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bachinin V. A. Hudozhestvenno-esteticheskaya mariologiya [Artistic and Aesthetic Mariology]. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2010/08/ hudozhestvenno-esteticheskaya-mariologiya/.
3. Boethius. “Uteshenie filosofiey” i drugie traktaty [Boethius “The Consolation of Philosophy” and other Treatises]. Translated by V. I. Ukolova, M. N. Tseytlina, notes V. I. Ukolova. Moscow: Nauka Press, 1990. 415 p. Ser. “Pamyatniki filosofskoy mysli” [“Landmarks of Philosophical Thought” Series].
4. Gimn vo slavu Devy Marii [Hymn in Praise of the Virgin Mary]. Irlandsko-latinskiye gimny v perevode V. Zaslavskogo [Irish-Latin Hymns Translated by V. Zaslavsky]. URL: http://v-zaslavsky.narod.ru/ latinhymns.htm.
5. Kondakov N. P. Ikonografiya Bogomateri: v 2 t. [Iconography of the Virgin Mary in 2 vol.]. Vol. 1. Reprint 1914: Rossiyskaya akademiya nauki Press. Moscow: Elibron Classics, 2003. 387 p.
6. Kuznetsov K. A. Vvedenie v istoriyu muzyki: v 2 t. [Introduction to Music History: in 2 Vol.]. Vol. 1. Petrograd: Pechatnyy dvor Press, 1923. 125 p.
7. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya. [History of Liturgical Singing]. Moscow: Federal’nye arhivy; Russkie ogni Press, 1994. 240 p.
8. Nemirovskiy A. I., Gasparov M. L., Sokolov G. I. Rim Drevniy [Ancient Rome]. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya [Large Soviet Encyclopedia]. Ed. A. M. Prohorov. Pabl. 3. Moscow: Soviet Encyclopedia Press, 1975, vol. 22, pp. 271–317.
9. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii [History of Western Philosophy]. In 3 books. Pabl. 3. Translated by ed. V. V. Celishhev. Novosibirsk: University of Novosibirsk Press, 2001. 992 p.
10. Skaballanovich M. N. Tolkovyy tipikon [Explanatory Typicon], issue 2. Reprint 1913: Kiev. Moscow: Palomnik Press, 1995. 799 p.
11. Chistyakov G. (svyashch.) Mariya Deva v gimnologii khristianskogo Zapada [The Virgin Mary in the Hymnology of the Christian West]. URL: http:// damian.ru/Actualn_tema/Chistyakov/avemaria.html#_ ftn1.
12. Shestakov V. P. Muzykal’naya estetika zapadnoevropeyskogo Srednevekov’ya i Vozrozhdeniya: khrestomatiya [The Musical Aesthetics of the Western Middle Ages and the Renaissance: An Anthology]. Intr. V. P. Shestakov, translated by V. P. Zubov. Moscow: Nauka Press, 1966. 574 p.