Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной в контексте основных новаций виолончельной техники второй половины XX века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Shevtsova

Аннотация

Современная виолончельная техника сформировалась под
влиянием таких явлений XX века, как сериализм, сонорика,
микрохроматика, алеаторика, электронная музыка, инстру-
ментальный театр. С большими возможностями электронных
модификаций тембра, а также появлением двусмычковой тех-
ники исполнения связана тенденция современной музыки к
дегуманизации инструмента, то есть уходу от его одноголос-
ной кантиленной природы звукоизвлечения, от ассоциаций
его тембра с человеческим голосом.
Губайдулина активно использует в своей виолончель-
ной музыке большую часть новаций XX столетия, но при
этом важнейшей чертой инструмента для неё остаётся спо-
собность виолончели к воплощению образа личности, что
указывает на связь с классической трактовкой инструмента
XIX века. В результате неотъемлемой чертой творчества Гу-
байдулиной является установка на природную первичность
звука, использование его акустических закономерностей.
Эволюция образа главного героя, воплощенного в партии
виолончели, отражает изменения в мировоззрении компо-
зитора: если в ранних сочинениях главный герой предста-
ёт как носитель незыблемых духовных ценностей (пастор,
проповедник), то в произведениях более позднего периода
это обычный человек с присущими ему сомнениями и стра-
хами.

Ключевые слова: София Губайдулина, виолончельная
музыка, виолончельная техника, техника композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shevtsova, I. V. (2013). Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной в контексте основных новаций виолончельной техники второй половины XX века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 220–224. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/147
Раздел
Современное музыкальное искусство
Биография автора

Irina V. Shevtsova, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Ирина Валериевна Шевцова – аспирантка кафедры
междисциплинарных специализаций музыковедов

Библиографические ссылки

1. Velikovskaya I. Sofiya Gubaidulina i Frantsisk Assizskiy: “Sonnengesang” [Sofia Gubaidulina and St. Francis of Assisi: “Sonnengesang”]. Khristianskie obrazy v iskusstve: sbornik trudov181 (3). Rossiyskaya akademiya muzyki im. Gnesinykh [Christian Images in Art. Proceedings 181 (3). The Gnessins’ Russian Academy of Music]. Moscow, 2011, pp. 249–258.
2. Gaidamovich T. Istoriya violonchel’nogo iskusstva: programma-konspekt [The History of the Art of the Cello: a Program-Compendium]. Moscow: Muzyka Press, 2006. 80 p.
3. Gubaidulina S. Puteshestvie v voobrazhaemom prostranstve [A Voyage within an Imaginary Space]. Vstrecha so studentami i prepodavatelyami Moskovskoy konservatorii. Material podgotovila A. Bondarenko [A Meeting with the Students and Faculty Members of the Moscow Conservatory. Material Prepared by A. Bondarenko]. Tribuna molodogo zhurnalista [Platform for the Young Journalist], 2011, no. 1, p. 2.
4. Petrov V. Instrumental’nyy teatr Mauritsio Kagelia [The Instrumental Theatre of Mauricio Kagel]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2011, no. 5, pp. 36–47.
5. Kholopova V. Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina]. Monografiya. Interv’yu Entso Restan’o – Sofiya Gubaydulina [Monograph. Interviews of Enzo Restagno with Sofia Gubaidulina]. 3rd edition. Moscow: Kompozitor Press, 2011. 408 p.
6. Duffie B. Composer Sofia Gubaidulina. A conversation with Bruce Duffie. URL: http//www.bruceduffie.com/gubaidulina. html.
7. Uitti F.-M. The frontiers of technique. The Cambridge companion to the cello. Cambridge University Press, 2006, pp. 211–223.