Тенденции модерна в эстетике и стилистике раннего Стравинского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ирина А. Скворцова

Аннотация

Статья посвящена влиянию стиля модерн на эстетику и стилистику раннего Стравинского. Отмечается, что постулаты стиля не только отвечали устремлениям остро мыслящего и ищущего себя композитора, но и оказали сильное влияние на его творческий выбор.
Многие черты модерна были восприняты Стравинским через призму эстетики мирискусников, что проявилось, прежде всего, в музыкальном театре. Подчёркиваются декоративность, зрелищность и красочность ранних балетов «Жар-птица», «Петрушка» и первой оперы «Соловей», резонирующих с дягилевскими «Русскими сезонами». Указывается, что двух творцов объединяет и устремление к синтезу искусств. Одним из ярких образцов является «Жар-птица» Стравинского, Фокина, Головина и Бакста (1910), демонстрирующая неразрывное слияние и единство хореографии, музыки и оформления, то есть синтез драматургии, пластики, музыки и живописи.
Среди типологических черт модерна, воспринятых Стравинским, в статье рассматриваются иконография, орнаментальность, ритм, тембр, многостильность и статика.


Ключевые слова: ранний Стравинский, мирискусники, стиль модерн, «Жар-птица», «Петрушка», «Соловей», декоративность, многостильность, статика.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Скворцова, И. А. (2023). Тенденции модерна в эстетике и стилистике раннего Стравинского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 17–25. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1460
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Ирина А. Скворцова, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор, декан научно-композиторского факультета, заведующая кафедрой истории русской музыки