Ранние оперы Чайковского. Ошибки гения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ирина А. Скворцова

Аннотация

Статья посвящена феномену раннего оперного наследия П.И. Чайковского. В ней исследуются причины художественных неудач опер московского периода: «Воеводы», «Ундины», «Опричника» и «Кузнеца Вакулы», – предшествовавших созданию «Евгения Онегина», первой вершины в театральной музыке композитора.


Основная причина «ошибок» интуиции русского гения объясняется психологическими предпосылками. Импринтинговые явления, связанные с детским и юношеским закреплением в памяти будущего композитора первых ярких оперных впечатлений, порождают рецепцию приоритетности данной области творчества и формируют в сознании Чайковского установку на постоянное обращение к опере как к «самому демократичному жанру» и самой «богатой музыкальной форме».


Данной психологической установкой и объясняется необыкновенное значение, придаваемое композитором работе с оперным жанром. Отсюда возникает постоянное желание писать оперы, а не симфонические произведения, к которым он был, несомненно, гораздо более склонен от природы. В этом заключаются причины парадоксальных ошибок художественной интуиции такого неоспоримого гения, каким является П.И. Чайковский.


На примере первых четырёх оперных опытов рассматриваются такие проблемныестороны работы с жанром, как создание вокальных партий с маловыразительной неиндивидуализированной мелодической интонацией, уязвимость соотношения вокальной и оркестровой партий с доминирующей ролью последней. Путь от «Воеводы» к «Евгению Онегину» представляет собой постепенное, довольно медленное движение методом проб и ошибок и, что чрезвычайно важно подчеркнуть,
в результате – нахождение и обретение того жанра оперы, который наиболее соответствовал авторской индивидуальности.


Ключевые слова: раннее оперное творчество П.И. Чайковского, оперы московского периода, творческий процесс, творческое мышление, творческая интуиция, психологический феномен импринтинга, «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Скворцова, И. А. (2021). Ранние оперы Чайковского. Ошибки гения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 63–69. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1243
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Ирина А. Скворцова, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, декан научно-композиторского факультета, заведующий кафедрой истории русской музыки

Irina А. Skvortsova, Dr.Sci. (Arts) Professor, Dean at the Department for Musicology and Composition of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Head of the Russian Music History Division