«Третий пласт», «третье направление», «третье течение»: термины или метафоры?

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Анатолий М. Цукер

Аннотация

Терминология, используемая в работах, посвящённых массовой музыке, зачастую, как и сама массовая музыка, отличается почти такой же мобильностью, многовариантностью, приближаясь по своему характеру к метафорам. Метафоричность в музыковедении – явление естественное, обусловленное предметом «ведения», но не следует придавать метафорам функцию и значение терминов. С этой точки зрения в статье рассматриваются имеющие широкое хождение в музыковедческих работах понятия: «третий пласт» – наименование, введённое В. Конен, «третье направление» – определение, принадлежащее Р. Щедрину, и «третье течение – создатель Г. Шуллер, подкрепивший данное обозначение личным композиторским опытом и теоретическими работами. Автор данной статьи показывает, что названные дефиниции вне текста публикации, в общемузыковедческом поле не раскрывают сущности обозначаемых объектов. Кроме того, их уязвимость состоит ещё и в том, что они, перекликаясь друг с другом по звучанию, но имея различный смысл и характер употребления, создают тем самым изрядную терминологическую путаницу. Но если понятие «третье течение» при всей дискуссионности может претендовать на статус термина, благодаря утвердившемуся за шесть десятилетий его локальному применению, маркирующему, таким образом, гомогенный синтез джаза и современного профессионального композиторского творчества, то определения «третий пласт» и «третье направление» – метафоры. Первое из них, исторически и географически почти безбрежное, приложимо ко всей массово-бытовой музыке – от средневековья до наших дней. Второе же, напротив, обособляет в отдельную группу авторов, творчество которых оказывалось составной частью и ярким выражением более широких интеграционных процессов, происходивших в советской музыке второй половины ХХ века и вовлекавших в свою орбиту композиторов разных «направлений», стилевых ориентаций, жанровых предпочтений.


Ключевые слова: «третье течение», «третье направление», «третий пласт», терминология, метафоричность, массовая музыка, джаз, профессиональное композиторское творчество.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Цукер, А. М. (2023). «Третий пласт», «третье направление», «третье течение»: термины или метафоры?. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 7–16. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1459
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Анатолий М. Цукер, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, научный и творческий руководитель кафедры истории музыки Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова

Заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Дружбы, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича