«Третий пласт», «третье направление», «третье течение»: термины или метафоры?
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Терминология, используемая в работах, посвящённых массовой музыке, зачастую, как и сама массовая музыка, отличается почти такой же мобильностью, многовариантностью, приближаясь по своему характеру к метафорам. Метафоричность в музыковедении – явление естественное, обусловленное предметом «ведения», но не следует придавать метафорам функцию и значение терминов. С этой точки зрения в статье рассматриваются имеющие широкое хождение в музыковедческих работах понятия: «третий пласт» – наименование, введённое В. Конен, «третье направление» – определение, принадлежащее Р. Щедрину, и «третье течение – создатель Г. Шуллер, подкрепивший данное обозначение личным композиторским опытом и теоретическими работами. Автор данной статьи показывает, что названные дефиниции вне текста публикации, в общемузыковедческом поле не раскрывают сущности обозначаемых объектов. Кроме того, их уязвимость состоит ещё и в том, что они, перекликаясь друг с другом по звучанию, но имея различный смысл и характер употребления, создают тем самым изрядную терминологическую путаницу. Но если понятие «третье течение» при всей дискуссионности может претендовать на статус термина, благодаря утвердившемуся за шесть десятилетий его локальному применению, маркирующему, таким образом, гомогенный синтез джаза и современного профессионального композиторского творчества, то определения «третий пласт» и «третье направление» – метафоры. Первое из них, исторически и географически почти безбрежное, приложимо ко всей массово-бытовой музыке – от средневековья до наших дней. Второе же, напротив, обособляет в отдельную группу авторов, творчество которых оказывалось составной частью и ярким выражением более широких интеграционных процессов, происходивших в советской музыке второй половины ХХ века и вовлекавших в свою орбиту композиторов разных «направлений», стилевых ориентаций, жанровых предпочтений.
Ключевые слова: «третье течение», «третье направление», «третий пласт», терминология, метафоричность, массовая музыка, джаз, профессиональное композиторское творчество.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.