Особенности претворения эпилога в произведениях Родиона Щедрина

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Мария В. Ладыка

Аннотация

В статье на примере произведений Р. Щедрина рассматриваются композиционные
и драматургические свойства эпилога. В поле зрения попадают три оперы композитора («Не только любовь», «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова»), балет («Конёк-Горбунок») и оратория («Ленин в сердце народном»).


Многообразие содержательных и структурных решений эпилога в названных сочинениях позволяет выявить основные общие черты данного раздела и в то же время проследить особенности индивидуально-авторской трактовки эпилога Щедриным. Имеется в виду способ соотношения эпилога с предшествующей финальной сценой, а также принципы его взаимосвязи с основным действием всего произведения. В первом случае обращает на себя внимание проявление драматургического перелома, в результате которого эпилог создаёт эффект эмоционального отстранения, после кульминации и развязки (часто трагической) финальных сцен. Этому способствуют смена динамики на статику, замедление скорости течения художественного времени, возникновение жанрового сдвига в индивидуально-личностную или объективно-массовую сторону. Во втором – подчёркиваются интонационно-тематические и композиционно-драматургические связи, возникающие между эпилогом и основным действием благодаря применению методов тематического интегрирования и реминисценций, а также арочных связей крайних разделов произведения.


С точки зрения образно-содержательного контекста в сочинениях Щедрина прослеживается претворение двух характерных типов эпилога: ликования и прощания. В заключение статьи делается вывод о значении эпилога для осмысления художественной концепции произведения в целом и в рассмотренных opus՚ах Родиона Щедрина в частности.


Ключевые слова: эпилог, драматургический перелом, жанровая модуляция, арочные связи, принцип реминисценции, эффект отстранения, эффект торможения, семантика прощания.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ладыка, М. В. (2022). Особенности претворения эпилога в произведениях Родиона Щедрина. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 48(3), 26–40. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1376
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Мария В. Ладыка, Уфимский государственный институт искусств имени З. Исмагилова, г. Уфа

Аспирант