Трансформации национального стиля в диалоге культур: два типа композиции в казахской музыке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Валерия Е. Недлина
Марлена Т. Койлыбаева
Айжан С. Калибаева
Наталья В. Трутнева

Аннотация

Проблема национального стиля в современном музыкальном искусстве Казахстана рассмотрена с позиции двух типов композиции: традиционного и европейски ориентированного (термины В. Юнусовой). На различных исторических этапах их взаимодействие осуществлялось разными методами: от обработок в духе русского ориентализма с европейской гармонизацией до деконструкции элементов традиционной композиции и реконструкции их в условиях авангардных и поставангардных техник. Отмечается расширение категории национального, хотя принципы цитирования и переинтонирования материала традиционной музыки всё же остаются наиболее значимыми для представителей многих национальных композиторских школ, включая казахстанскую. На основе анализа средств художественной выразительности и композиционных техник выявлено, что концепция двух типов композиции объясняет трансформации национального стиля в академической музыке: от метода художественно-гармонизационных обработок через ориентализм к конструктивно-этномузыкологическому подходу. Подчёркивается, что последний характерен для национально-авангардных сочинений.


Ключевые слова: музыка Казахстана, национальный стиль в музыке, традиционная композиция, европейски ориентированная композиция, межкультурное взаимодействие.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Недлина, В. Е., Койлыбаева, М. Т., Калибаева, А. С., & Трутнева, Н. В. (2022). Трансформации национального стиля в диалоге культур: два типа композиции в казахской музыке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 47(2), 31–46. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1355
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биографии авторов

Валерия Е. Недлина, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, г. Алматы, Казахстан

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения и композиции

Марлена Т. Койлыбаева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, г. Алматы, Казахстан

Доктор философии (PhD), заведующий кафедрой музыковедения и композиции

Айжан С. Калибаева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, г. Алматы, Казахстан

Магистр искусствоведения, докторант

Наталья В. Трутнева, Казахский национальный женский педагогический университет, г. Алматы, Казахстан

Магистр искусствоведческих наук, преподаватель кафедры музыки