Рукописное наследие русской хоровой музыки эпохи барокко: концерты на три-шесть голосов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье впервые осмысливается рукописное наследие русской хоровой партесной музыки второй половины XVII–XVIII веков, написанной для малого состава – на три-шесть голосов. Собранная по русским и зарубежным хранилищам источниковая база, включающая восемьдесят шесть комплектов партесных партий, анализируется и типологизируется. Рассматриваются следующие типы хоровых комплектов: моножанровые и полижанровые, моноголосные и полиголосные, типовые рукописи и уникальные, содержащие редкие, выявленные по единичным спискам произведения.
В процессе исследования было установлено, что тип сборника сложился для трёх-, четырёх- и пятиголосных концертов, шестиголосные произведения, за редким исключением, входили в полиголосные партии. Уникальные произведения содержатся в конволютах – подшивках нотных тетрадей и отдельных листочках разного времени. В них встречаем концерты композиторов Киевской митрополии 2-й половины XVII века: Яна Календы, Елисеуша Бродовского, Ливерева, Михайлы Заславского, Замаревича, Томаша Шеверовского и Арсения Цыбульского, а также регента польской капеллы Яцека Ружицкого. В работе прослеживается эволюция репертуара, его обновление и связанные с этим исторические и музыкальные процессы. Рукописи последней четверти XVII – первой половины XVIII века являются наиболее типовыми, их основу составляют произведения Николая Дилецкого и Василия Титова. Отмечается, что со второй четверти и до середины XVIII века происходит процесс обновления репертуара в комплектах концертов на три-шесть голосов за счёт появления новых музыкальных центров и композиторских имён, таких как ростовский протодиакон Андрей Гаврилович и Фёдор Редриков. В то же время концерты предыдущего поколения композиторов активно редактируются и творчески перерабатываются.
Ключевые слова: партесный концерт, эпоха барокко, певческое наследие Киевской митрополии, репертуар, хоровые партии на 3-6 голосов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.