Деятельность С. Прокофьева в Казахстане (1942–1943)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Мадина Б. Капеу-Коханова
Дана Ж. Жумабекова

Аннотация

В центре статьи творчество Сергея Прокофьева в казахстанской эвакуации. Её цель –расширить представление о деятельности композитора благодаря изучению материалов, связанных с периодом его пребывания в Алма-Ате в годы Великой Отечественной войны; определить некоторые общие эстетические и методологические принципы, на которые он опирался в своём творчестве.


В статье раскрываются особенности работы С. Прокофьева с режиссёром С. Эйзенштейном над музыкой к кинофильму «Иван Грозный» (применение метода раскадровки), уделяется внимание сотрудничеству с казахстанским композитором В. Великановым, в частности, речь идёт о помощи С. Прокофьеву в корректировке партитуры оперы «Война и мир». Затрагивается в статье и создание композитором сочинений на основе казахского фольклора. История возникновения незавершённой оперы «Хан Бузай» раскрывает давний интерес С. Прокофьева к казахской народной музыке. Обратившись к сборникам народной музыки, композитор выстроил свою классификацию выбранных им для оперы песен. Определение Прокофьевым принадлежности фольклорной темы к той или иной группе в подавляющем большинстве не вступает в противоречие с ремарками собирателя народных мелодий А.В. Затаевича.


В незавершённом оперном замысле «Хан Бузай», основанном на комическом сюжете, представлены этапы работы композитора, начиная от плана либретто к его словесному оформлению и далее – к музыкальному решению.


Базовой основой для статьи послужили архивные источники, впервые вводимые в научный оборот. Изучение избранной темы потребовало углублённого анализа личного фонда С. Прокофьева в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Именно эти материалы определили источниковедческий профиль данной публикации.


Бесценным документальным свидетельством явилась переписка С. Прокофьева с различными деятелями искусств (С. Эйзенштейн, В. Великанов, Н. Мясковский) и его воспоминания
о сотрудничестве с С. Эйзенштейном над фильмом «Иван Грозный», а также фотоматериалы.


Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, Казахстан, С. Прокофьев, С. Эйзенштейн, В. Великанов, кинофильм, опера, казахский фольклор.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Капеу-Коханова, М. Б., & Жумабекова, Д. Ж. (2022). Деятельность С. Прокофьева в Казахстане (1942–1943). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 46(1), 18–27. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1334
Раздел
К юбилею С.С. Прокофьева
Биографии авторов

Мадина Б. Капеу-Коханова, Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Казахстан

Старший преподаватель, докторант кафедры скрипки

Дана Ж. Жумабекова, Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Казахстан

Доктор искусствоведения, профессор кафедры скрипки