Специфика презентации пространственно-временных форм минимализма в музыкальном творчестве
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье автор выявляет специфику презентации пространственно-временных параметров минимализма в музыкальном творчестве композиторов: Джона Кейджа, Терри Райли, Стива Райха, Филиппа Гласса. Выделяются такие типологические приёмы минималистов, как репетитивность, техника репетитивних канонов на ряд паттернов в сочетании с алеаторикой, приём «фазового сдвига», техника плёнки-петли, аддиция, аугментация, ритмическое конструирование, метод бинарных оппозиций, потенциал тишины и др. Они позволяют достичь самых разнообразных эффектов в презентации пространственно-временных форм организации музыкального материала. Для минималистских композиций характерно новое ощущение формообразования, существование музыкальных процессов во времени-пространстве в открытых формах; активное использование статического времени-пространства, расширение и сжатие временного пространства, изменение его одновекторной направленности.
Ключевые слова: музыкальный минимализм, паттерн, репетитивная техника
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dvuzhilnaya I. F. Amerikanskiy muzykalniy minimalism [American Minimalist Music]. Minsk: A. N. Varaksin Press, 2010. 284 p.
3. Dubinets E. A. Made in USA: Muzyka – eto vse, chto zvuchit vokrug [Made in USA: Music is Everything That Sounds Around Us]. Moscow: Kompozitor Press, 2006. 416 p.
4. Zobov R. A., Mostepanenko A. M. O tipologii prostranstvenno-vremennykh otnosheniy v sfere iskusstva [About the Typology of Existential Relations in the Sphere of Art]. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Leningrad: Nauka Press, 1974, pp. 11–25.
5. Kagan M. S. Prostranstvo i vremya v iskusstve kak problema esteticheskoy nauki [Space and Time in Art as a Problem of Aesthetical Science]. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Leningrad: Nauka Press, 1974, pp. 26–39.
6. Katunyan M. I. Minimalizm i repetitivnaya tekhnika. “Novaya prostota” [Minimalism and the Repetitive Technique. “New Simplicity”]. Teoriya sovremennoy kompozitsii. Ucheb. posob. [The Theory of Modern Composition: Tutorial Manual]. Moscow: Muzyka Press, 2007, pp. 465–487.
7. Keydzh Dzh. Lektsiya o Nichto [Cage J. Lecture on Nathing]. G. I. Suponeva Problemy notatsii v muzyke XX veka [Problems of Notation in the Music of the 20th Century]. N. K. Drozdetskaya. Dzhon Keydzh: tvorcheskiy protsess kak ekologiya zhizni [John Cage: Creative Process as the Ecology of Life]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 1993. 113 p.
8. Kirchik I. M. Problemy analiza muzykalnogo vremeni-prostranstva [Problems of Analysis of the Musical Time-Space]. Muzykalnoe proizvedeniye: sushchnost’, aspekty analiza: Sbornik statey [Music Composition: Essence, Aspects of Analysis: Collected Articles]. Kiev: Muzychna Ukraina Press, 1988, pp. 85–95.
9. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykalnoy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka Press, 1982. 319 p.
10. Krapivina I. V. Problemy formoobrazovaniya v muzykalnom minimalizme: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Problems of the Formation in Minimalist Music: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2003. 192 p.
11. Krom A. E. Klassicheskaya faza amerikanskogo muzykalnogo minimalizma: dis. … dokt. iskusstvovedeniya [The Classic Phase of American Minimalism in Music: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Nizhniy Novgorod, 2011. 456 p.
12. Krom A.E. Muzykalniy minimalism v kontekste amerikanskogo iskusstva XX veka [Minimalism in Music in the Context of the American Art of the 20th Century]. Nizhny Novgorod: O. V. Gladkova Press, 2010. 343 p.
13. Krom A. E. Filosofiya i praktika amerikanskogo muzykalnogo minimalizma: Stiv Raykh: monografiya [The Philosophy and the Practice of American Minimalist Music: Steve Reich: Monograph]. Nizhny Novgorod: O.V. Gladkova Press, 2004. 223 p.
14. Pospelov P. G. Minimalism i repetitivnaya tekhnika: Sravnenie opyta amerikanskoy i sovetskoy muzyki [Minimalism and the Repetitive Technique: A Comparison of the Experiences of American and Soviet Music]. Muzykalnaya akademiya [Musical Academy], 1992, no. 4, pp. 74–82.
15. Tokun E. A. Arvo Pyart. Tintinnabuli: tekhnika i stil: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Arvo Pärt. Tintinnabuli: Technique and Style: Synopsis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 26 p.
16. Savenko S. I. Problema individualnogo stilya v muzyke postavangarda [The Problem of the Individual Style in the Post-Avant-garde Music]. Krizis burzhsuaznoy kultury i muzyka: Sbornik statey [The Crisis of Bourgeois Culture and Music: Compilation of Articles]. Leningrad: Muzyka Press, 1983, pp. 96–113.
17. Mertens W. American Minimal Music: La Monte Young. Terry Riley. Steve Reich. Philip Glass. London: Kahn &Averill; NY.: Alexander Broude Press, 1983. 128 p.
18. Potter К. Four Musical Minimalists: La Monte Young, Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass. N.Y.: Cambridge University Press, 2000. 390 p.
19. Schwarz R. 20th-Century Composers. Minimalists. London: Phaidon Press Limited, 1996. 238 р.