Специфика презентации пространственно-временных форм минимализма в музыкальном творчестве

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena Y. Serova

Аннотация

В статье автор выявляет специфику презентации пространственно-временных параметров минимализма в музыкальном творчестве композиторов: Джона Кейджа, Терри Райли, Стива Райха, Филиппа Гласса. Выделяются такие типологические приёмы минималистов, как репетитивность, техника репетитивних канонов на ряд паттернов в сочетании с алеаторикой, приём «фазового сдвига», техника плёнки-петли, аддиция, аугментация, ритмическое конструирование, метод бинарных оппозиций, потенциал тишины и др. Они позволяют достичь самых разнообразных эффектов в презентации пространственно-временных форм организации музыкального материала. Для минималистских композиций характерно новое ощущение формообразования, существование музыкальных процессов во времени-пространстве в открытых формах; активное использование статического времени-пространства, расширение и сжатие временного пространства, изменение его одновекторной направленности.

Ключевые слова: музыкальный минимализм, паттерн, репетитивная техника

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Serova, E. Y. (2013). Специфика презентации пространственно-временных форм минимализма в музыкальном творчестве. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 114–118. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/128
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Elena Y. Serova, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств

Елена Юрьевна Серова – доцент кафедры эстрадного исполнительства,
аспирантка кафедры теории, истории культуры
и музыковедения

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B.V. Musykalnaya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Moscow; Leningrad: Muzyka Press, 1971. 376 p.
2. Dvuzhilnaya I. F. Amerikanskiy muzykalniy minimalism [American Minimalist Music]. Minsk: A. N. Varaksin Press, 2010. 284 p.
3. Dubinets E. A. Made in USA: Muzyka – eto vse, chto zvuchit vokrug [Made in USA: Music is Everything That Sounds Around Us]. Moscow: Kompozitor Press, 2006. 416 p.
4. Zobov R. A., Mostepanenko A. M. O tipologii prostranstvenno-vremennykh otnosheniy v sfere iskusstva [About the Typology of Existential Relations in the Sphere of Art]. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Leningrad: Nauka Press, 1974, pp. 11–25.
5. Kagan M. S. Prostranstvo i vremya v iskusstve kak problema esteticheskoy nauki [Space and Time in Art as a Problem of Aesthetical Science]. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Leningrad: Nauka Press, 1974, pp. 26–39.
6. Katunyan M. I. Minimalizm i repetitivnaya tekhnika. “Novaya prostota” [Minimalism and the Repetitive Technique. “New Simplicity”]. Teoriya sovremennoy kompozitsii. Ucheb. posob. [The Theory of Modern Composition: Tutorial Manual]. Moscow: Muzyka Press, 2007, pp. 465–487.
7. Keydzh Dzh. Lektsiya o Nichto [Cage J. Lecture on Nathing]. G. I. Suponeva Problemy notatsii v muzyke XX veka [Problems of Notation in the Music of the 20th Century]. N. K. Drozdetskaya. Dzhon Keydzh: tvorcheskiy protsess kak ekologiya zhizni [John Cage: Creative Process as the Ecology of Life]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 1993. 113 p.
8. Kirchik I. M. Problemy analiza muzykalnogo vremeni-prostranstva [Problems of Analysis of the Musical Time-Space]. Muzykalnoe proizvedeniye: sushchnost’, aspekty analiza: Sbornik statey [Music Composition: Essence, Aspects of Analysis: Collected Articles]. Kiev: Muzychna Ukraina Press, 1988, pp. 85–95.
9. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykalnoy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka Press, 1982. 319 p.
10. Krapivina I. V. Problemy formoobrazovaniya v muzykalnom minimalizme: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Problems of the Formation in Minimalist Music: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2003. 192 p.
11. Krom A. E. Klassicheskaya faza amerikanskogo muzykalnogo minimalizma: dis. … dokt. iskusstvovedeniya [The Classic Phase of American Minimalism in Music: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Nizhniy Novgorod, 2011. 456 p.
12. Krom A.E. Muzykalniy minimalism v kontekste amerikanskogo iskusstva XX veka [Minimalism in Music in the Context of the American Art of the 20th Century]. Nizhny Novgorod: O. V. Gladkova Press, 2010. 343 p.
13. Krom A. E. Filosofiya i praktika amerikanskogo muzykalnogo minimalizma: Stiv Raykh: monografiya [The Philosophy and the Practice of American Minimalist Music: Steve Reich: Monograph]. Nizhny Novgorod: O.V. Gladkova Press, 2004. 223 p.
14. Pospelov P. G. Minimalism i repetitivnaya tekhnika: Sravnenie opyta amerikanskoy i sovetskoy muzyki [Minimalism and the Repetitive Technique: A Comparison of the Experiences of American and Soviet Music]. Muzykalnaya akademiya [Musical Academy], 1992, no. 4, pp. 74–82.
15. Tokun E. A. Arvo Pyart. Tintinnabuli: tekhnika i stil: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Arvo Pärt. Tintinnabuli: Technique and Style: Synopsis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 26 p.
16. Savenko S. I. Problema individualnogo stilya v muzyke postavangarda [The Problem of the Individual Style in the Post-Avant-garde Music]. Krizis burzhsuaznoy kultury i muzyka: Sbornik statey [The Crisis of Bourgeois Culture and Music: Compilation of Articles]. Leningrad: Muzyka Press, 1983, pp. 96–113.
17. Mertens W. American Minimal Music: La Monte Young. Terry Riley. Steve Reich. Philip Glass. London: Kahn &Averill; NY.: Alexander Broude Press, 1983. 128 p.
18. Potter К. Four Musical Minimalists: La Monte Young, Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass. N.Y.: Cambridge University Press, 2000. 390 p.
19. Schwarz R. 20th-Century Composers. Minimalists. London: Phaidon Press Limited, 1996. 238 р.