Рецепция китайской культуры в отечественном музыкальном театре 1910–1920-х годов: от «Соловья» Стравинского – к «Красному маку» Глиэра

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Юлия П. Медведева

Аннотация

На рубеже XIX–XX веков интересы деятелей европейского и русского искусства все чаще устремляются на Восток. Одним из «центров притяжения» становится Китай. В статье рассматривается трансформация образа Китая в отечественном музыкальном театре начала ХХ века, для чего автор использует сравнительно-исторический, культурно-исторический, музыкально-аналитический методы. Несмотря на относительную изученность отдельных произведений, связанных со стилем шинуазри, проблема воплощения Китая в русской музыке первых десятилетий ХХ века до сих пор не изучалась, чем и обусловлена научная новизна статьи. Вместе с тем взаимодействие культур Востока и Запада в последние годы является исключительно актуальной темой и вызывает пристальный интерес представителей различных областей науки.


Образец музыкального экзотизма и ключевое произведение русского музыкального шинуазри – опера И.Ф. Стравинского «Соловей» – вместе с тем обозначила стремление к выходу за пределы романтического восприятия Поднебесной. Поворотную роль в формировании нового образа Китая сыграл балет Р.М. Глиэра «Красный мак». С одной стороны, он завершил собой эпоху романтического экзотизма и традиций шинуазри, с другой – обозначил наступление эпохи соцреализма и возникновение нового отношения к Китаю как соратнику по борьбе. Пересечение старого и нового в восприятии Китая рассматривается на примере музыкальной драматургии «Красного мака». В музыке китайских сцен балета автором впервые выделяются три основных пласта. Два из них (восточная экзотика и романтическая лирика) связаны с традицией, третий оказывается музыкальным открытием композитора: Глиэр использует здесь лишенный национальной окраски материал и на его основе впервые создает идеологизированный образ пробуждающегося Китая как собрата Советской России.


Ключевые слова: восприятие Китая, образ Китая, шинуазри, экзотизм, ориентализм, Стравинский, «Соловей», Глиэр, «Красный мак».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Медведева, Ю. П. (2021). Рецепция китайской культуры в отечественном музыкальном театре 1910–1920-х годов: от «Соловья» Стравинского – к «Красному маку» Глиэра. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 43(2), 18–27. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1258
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Юлия П. Медведева, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки г. Нижний Новгород, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

Yulia P. Medvedeva, Ph.D. (Arts), Associate Professor at the Department of Music History, Nizhny Novgorod State M.I. Glinka Conservatory