Рецепция китайской культуры в отечественном музыкальном театре 1910–1920-х годов: от «Соловья» Стравинского – к «Красному маку» Глиэра
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На рубеже XIX–XX веков интересы деятелей европейского и русского искусства все чаще устремляются на Восток. Одним из «центров притяжения» становится Китай. В статье рассматривается трансформация образа Китая в отечественном музыкальном театре начала ХХ века, для чего автор использует сравнительно-исторический, культурно-исторический, музыкально-аналитический методы. Несмотря на относительную изученность отдельных произведений, связанных со стилем шинуазри, проблема воплощения Китая в русской музыке первых десятилетий ХХ века до сих пор не изучалась, чем и обусловлена научная новизна статьи. Вместе с тем взаимодействие культур Востока и Запада в последние годы является исключительно актуальной темой и вызывает пристальный интерес представителей различных областей науки.
Образец музыкального экзотизма и ключевое произведение русского музыкального шинуазри – опера И.Ф. Стравинского «Соловей» – вместе с тем обозначила стремление к выходу за пределы романтического восприятия Поднебесной. Поворотную роль в формировании нового образа Китая сыграл балет Р.М. Глиэра «Красный мак». С одной стороны, он завершил собой эпоху романтического экзотизма и традиций шинуазри, с другой – обозначил наступление эпохи соцреализма и возникновение нового отношения к Китаю как соратнику по борьбе. Пересечение старого и нового в восприятии Китая рассматривается на примере музыкальной драматургии «Красного мака». В музыке китайских сцен балета автором впервые выделяются три основных пласта. Два из них (восточная экзотика и романтическая лирика) связаны с традицией, третий оказывается музыкальным открытием композитора: Глиэр использует здесь лишенный национальной окраски материал и на его основе впервые создает идеологизированный образ пробуждающегося Китая как собрата Советской России.
Ключевые слова: восприятие Китая, образ Китая, шинуазри, экзотизм, ориентализм, Стравинский, «Соловей», Глиэр, «Красный мак».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.