Некоторые особенности формообразования в хорах С. И. Танеева

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Галина В. Григорьева

Аннотация

Статья дополняет методику анализа вокального произведения на примере хоров a cappella С.И. Танеева. Предлагается «инструментальный» подход к хорам, заключающийся в характерных чертах стилистики композитора, тесно связанной с европейской традицией. В данном контексте важную роль играет классицистский комплекс. Он проявляется в тематизме и формообразовании, в четкости мотивно-тематических структур, в повсеместном применении разработочных и полифонических приемов, в тематических связях внутри формы, в классической логике тональных отношений, порождающей дополнительные связи разделов. На этой основе рассматривается характерный для С.И. Танеева тип сонатно-строфической формы, возникающей из-за активной структурной переработки текста композитором. В методике анализа задействовано явление вторичного синтаксиса (термин Т. Дубравской) – имеются в виду повторы слов, синтагм и строк стихотворного первоисточника. В качестве примера анализируется хор С.И. Танеева «Звуки прибоя» на стихи К. Бальмонта ор. 35. Рассматриваются образные антитезы стихотворения, в которых заложен тематический контраст, порождающий сонатность; фиксируются жанровые признаки тематизма, приводится подробная схема первичного и вторичного синтаксиса текста (возникновение добавочных строф) и ее воплощение в сонатно-строфической форме без разработки. Называются также все примеры хоров, где используются иные разновидности сонатно-строфической формы.


Ключевые слова: сонатно-строфическая форма, вторичный синтаксис, инструментальность хорового стиля, классицистский комплекс.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Григорьева, Г. В. (2021). Некоторые особенности формообразования в хорах С. И. Танеева. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 48–54. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1241
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Галина В. Григорьева, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Galina V. Grigoryeva, Dr.Sci. (Arts), Professor at the Music Theory Department of Moscow State Tchaikovsky Conservatory