Первая симфония ор. 13 Сергея Рахманинова: последствия творческого кризиса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Арсений Н. Мерзлов

Аннотация

В статье определяется суть творческого кризиса Сергея Рахманинова, последовавшего после премьерного исполнения в 1897 году его Первой симфонии ор. 13 d-moll. Рассматриваются воспоминания композитора и его современников, связанные с событиями творческой жизни Рахманинова 1896–1897 годов. Проводится анализ музыкально-тематических и содержательных взаимосвязей между Первой симфонией и произведениями среднего и позднего периодовтворчества: Первой фортепианной сонатой ор. 28, симфонической поэмой «Остров мёртвых» ор. 29, Третьим фортепианным концертом ор. 30, вокальным циклом «Шесть стихотворений» ор. 38, фортепианным циклом «Этюды-картины» ор. 39, Рапсодией на тему Паганини ор. 43. Также определяется характер влияния кризиса на дальнейшее формирование композиторскогостиля Рахманинова. Выдвигается предположение о соотнесённости особенностей стилевого мышления Рахманинова с творческим кризисом 1897–1901 годов. В контексте исследований М.Г. Арановского о структуре и свойствах музыкального текста формулируется положение о внутристилевой интертекстуальности авторского стиля Рахманинова. Анализируются категории «эмпирического» и «априорного» в системе композиторского языка Рахманинова.


Ключевые слова: Рахманинов, Первая симфония, творческий кризис, композиторский стиль, интертекстуальность, музыкальная лексема

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Мерзлов, А. Н. (2021). Первая симфония ор. 13 Сергея Рахманинова: последствия творческого кризиса. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 38–47. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1240
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Арсений Н. Мерзлов, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского г. Екатеринбург, Россия

Преподаватель кафедры специального фортепиано, аспирант кафедры истории и теории исполнительского искусства

Arseny N. Merzlov, Teacher of the Special Piano Department, Graduate Student at the History and Theory of Performing Arts Department Ural State M. P. Mussorgsky Conservatory