Особенности устной традиции богослужебного пения в общине Русской православной старообрядческой церкви г. Томска
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Работа находится в русле одного из актуальных направлений
российской музыкальной медиевистики, связанной с изуче-
нием богослужебной певческой культуры сибирского старо-
обрядчества, преемственности и степени сохранности пись-
менной и устной традиции. Объектом исследования является
певческая практика общины Русской православной старооб-
рядческой церкви г. Томска. Материал – песнопения службы
старообрядческому святому священномученику и исповедни-
ку Тихону, епископу Томско-Алтайскому – записан автором
статьи в 2012 г.
Анализ сравнительных партитур силлабических песно-
пений и нотированных крюковых образцов, устных вариан-
тов роспевов позволил выявить ряд специфических черт том-
ской локальной традиции. Многообразные певческие формы
на службе преобладают над читаемыми текстами. В срав-
нении с точным воспроизведением невменных песнопений,
свидетельствующим о высоком уровне профессиональной
грамотности певчих, устные формы пения отличаются ва-
риабельностью относительно канонического образца. Мно-
гие интонационно-стилистические изменения песнопений
происходят в результате сильного влияния напевки. Устой-
чивое пение по памяти «своей» привычной версии образца
порождает в контексте богослужения несколько вариантов
прочтения одной и той же монодийной модели. В хоровых
песнопениях, исполняемых напевкой (на формульной погла-
сице «Свете тихии», «Величит душа моя Господа», стихирах
на самогласен и др.), обнаружено системное присутствие
участков фактурно-мелодической полипластовости. Выясне-
ние генезиса томской певческой традиции позволило выска-
зать гипотезу об объединении в ней разных локальных исто-
ков в рамках одной конфессиональной группы: села Большое
Плоское Одесской области, миасских женских монастырей и
сохранённой собственной, томской.
Совокупность выявленных качеств в самом широком
смысле обозначена как «томская напевка», изучение которой
открывает перспективы дальнейших исследований в сибир-
ской музыкальной медиевистике.
Ключевые слова. Сибирское старообрядчество, Русская
православная старообрядческая церковь города Томска, бо-
гослужебное пение, устная локальная певческая традиция,
напевка
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Obikhod tserkovnago znamennago peniya [The Book of Church Znamenny Singing]. Kiev: Znamennoe Penie Press, 1909, 144 p.
3. Pril’ L. N. Zhiznennoe prostranstvo staroverov Srednego Priob’ya: zhenskie strategii osvoeniya [The Living Space of the Old Believers from the Middle Ob Region: the Women’s Strategies for Mastery]. Etnografiya Altaya i sopredel’nykh territoriy: materialy mezhdunar. nauch. konf. [The Ethnography of the Altai Region and the Adjacent Regions: Proceedings of the International Conference]. Issue 7. Ed. T. K. Shcheglova, I. V. Oktyabr’skaya. Barnaul: Barnaul State Pedagogical University, 2008, pp. 479–484.
4. Pril’ L. N. Istoriya tomskogo staroobryadchestva: episkopy i obiteli [The History of the Tomsk Community of Old Believers: Bishops and Monasteries]. Territoriya soglasiya. Zhurnal o zhizni narodov Tomskoy oblasti [The Area of Consent. Journal about Life of the Peoples of the Tomsk Region], 2006, no. 1 (10), pp. 46–48.
5. Starukhin N. A. Novye istochniki po istorii belokrinitskikh obshchin Tomsko-Altayskoy eparkhii [New Sources of the History of the Belokrinitsky Communities of the Tomsk and Altai Diocese]. Obshchestvennoe soznanie naseleniya Rossii po otechestvennym narrativnym istochnikam XVI–XX vv. [The Social Consciousness of the Population of Russia according to the National Narrative Sources of the 16th – 20th Centuries]. Novosibirsk, 2006, pp. 262–281.
6. Pril’ L. N. Posle likvidatsii Nikol’skogo monastyrya: istoriya miasskoy zhenskoy obshchiny v Narymskom krae [After the Destruction of the Monastery of St. Nicholas: History of the Women’s Community of Myass in the Narymsk Province]. Staroobryadcheskoe podmoskov’e. Istoriya poiskov i nakhodok [The Old Believers in the Suburbs of Moscow. History of Search and Discoveries]. Moscow, 2009. URL: http://www.genealogy-kzn.ru/monastiri-na-shudelke/ (17.06.2013).