«Другое пространство» музыки Санжара Байтерекова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Татьяна В. Харламова

Аннотация

Академическая музыка Казахстана представляет целостное и многогранное явление. На современном этапе она характеризуется интенсивным развитием разнообразных стилевых тенденций, что в значительной степени связано с деятельностью композиторов нескольких поколений [11, с. 113–115]. Особое значение приобретают поиски выхода за пределы классико-романтической традиции, доминировавшей в музыке казахстанских композиторов 1950–1980-х годов. При этом широкое распространение получают произведения экспериментальной направленности.


В центре данной статьи – творчество молодого композитора, представителя «другого пространства» современной музыкальной культуры Казахстана – Санжара Байтерекова1 и, в частности, корпус его экспериментальных композиций, таких как “Outlines of [Steiermark]” («Контуры [Штирия]») и “Outlines of Tangible 1” («Контуры осязаемого 1»).


Произведения рассматриваются в контексте стилевых исканий XXI века. Раскрывается новый для казахстанских композиторов принцип претворения фольклора, при котором воссоздаётся мир шумов, отражающих сущностные свойства «фоносферы» тюрков-кочевников. Иллюстрацией сказанному служит анализ сонорной пьесы «Outlines of Tangible 1». Другая важная тенденция, связанная с поисками нового звучания через использование медийных,цифровых технологий, внемузыкальных закономерностей построения текста, прослеживается на примере анализа цикла “Outlines of [Steiermark]”.


Эти опусы открывают новые перспективы развития казахской музыки и органично вписываются в одну из ведущих тенденций современности, которую, по аналогии с известным международным фестивалем, можно определить как «другая музыка, другой взгляд, другие открытия, другие миры – другое пространство» [8].


Ключевые слова: композиторы Казахстана, стилевые тенденции, стилевой плюрализм, современная музыка, ансамбль новой музыки, “Outlines of …” С. Байтерекова.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Харламова, Т. В. (2021). «Другое пространство» музыки Санжара Байтерекова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 19–27. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1238
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Татьяна В. Харламова, Казахский национальный университет искусств г. Нур-Султан, Казахстан

Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыковедения и композиции

Tatyana V. Kharlamova, Ph.D. (Arts), Lecturer at the Musicology and Composition Department of the Kazakh National University of Arts