«Времена года» Антонио Вивальди в реинтерпретации британского композитора-минималиста Макса Рихтера

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Алина Р. Изергина
Ирина В. Алексеева

Аннотация

Со второй половины XX века интерес композиторов и исполнителей к музыке западноевропейского барокко приобретает характер знакового явления. Кроме реинтерпретации «чужих» шедевров, современные авторы широко применяют метод реконструкции барочных текстовых моделей. Особенно интересны сочинения, основой которых становятся общеизвестные тексты. В статье рассматривается оригинальная версия цикла Антонио Вивальди «Времена года», созданная британским композитором Максом Рихтером в 2012 году. Концепция произведения строится на стремлении адаптировать шедевр к новым условиям бытования, не прибегая к традиционному жанру транскрипции. В качестве корпуса для переосмысления выступает модель инструментального концерта барокко, объединяющего в себе принципы сoncerto grosso и сольного концерта. Отождествления с первоисточником Рихтер добивается также благодаря опоре на полифонические закономерности, сохранению основы инструментального состава, общей структуры цикла, образности. Скрепляющими реинтерпретацию и первоисточник факторами становятся сложившиеся в эпоху барокко текстовые структуры диалогов tutti
– solo и continuo – solo. В интертексте обновлённых «Времён года» модели прошлого объединяются с характерными признаками современной культуры: открытой формой, непредсказуемой драматургией, электронным саундом. Лексическое наполнение моделей инварианта Макс Рихтер подчиняет логике минимализма, доказывая близость принципов интонационного развёртывания барочного и минималистского текстов.


Ключевые слова: «Времена года» Вивальди, Макс Рихтер, текстовые модели, барокко, минимализм, реинтерпретация, инструментальный концерт, сoncerto grosso.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Изергина, А. Р., & Алексеева, И. В. . (2020). «Времена года» Антонио Вивальди в реинтерпретации британского композитора-минималиста Макса Рихтера. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 55–64. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1194
Раздел
Музыка в системе культуры
Биографии авторов

Алина Р. Изергина, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г. Уфа, Россия

Аспирантка кафедры теории музыки

Alina R. Izergina, Post-graduate Student at the Music Theory Department, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov

Ирина В. Алексеева, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки

Irina V. Alexeyeva, Dr.Sci. (Arts), Professor, Head at the Music Theory Department, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov