Третий фортепианный концерт П. И. Чайковского и проблема цикличности

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Дмитрий В. Беляк
Ирина П. Сусидко

Аннотация

В статье рассматривается одно из последних сочинений Петра Чайковского – Концерт для фортепиано с оркестром № 3, его создание, осмысление и исполнение. На первый план выходят жанровые и, как следствие, циклические проблемы этого произведения, не имеющие однозначной трактовки в современной научной литературе. Находясь также на периферии исполнительской практики, Третий концерт получил репутацию «неудачного сочинения» и на долгое время исчез из репертуара пианистов. Однако обращение к его «симфоническому прототипу» – неоконченной симфонии Es dur, а также её редакция Семёном Богатырёвым и исполнение вновь пробудили интерес к Концерту. Существенно заострилась проблема цикличности этого сочинения: часть исполнителей склоняются к одночастному варианту, другие – к трёхчастному. В этом контексте возникла необходимость проведения анализа авторской жанровой терминологии, обращения к эпистолярному материалу (письмам П. И. и М. И. Чайковских, А. И. Зилоти, С. И. Танеева, М. П. Беляева), имевшему непосредственное отношение к судьбе Третьего концерта. Итогом работы стал вывод о правомерности существования трёхчастной версии в качестве Третьего концерта, тогда как жанровый статус одночастной должен быть пересмотрен.


Ключевые слова: Третий фортепианный концерт Чайковского, Анданте и финал, концертштюк, неоконченная симфония, Луи Дьемер, позднеромантическое искусство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Беляк, Д. В., & Сусидко, И. П. (2020). Третий фортепианный концерт П. И. Чайковского и проблема цикличности. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 39(2), 65–74. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1180
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биографии авторов

Дмитрий В. Беляк, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, Россия

Аспирант кафедры аналитического музыкознания

Dmitri V. Belyak, Post-graduate Student at the Department of Analytical Musicology, Russian Gnesins’ Academy of Music

Ирина П. Сусидко, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой аналитического музыкознания

Irina P. Susidko, Dr.Sci. (Arts), Professor, Head at the Department of Analytical Musicology, Russian Gnesins’ Academy of Music