Об актуальности творческих исканий Е. В. Гиппиуса для музыкальной науки ХХI века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Igor V. Macijevski

Аннотация

Научные поиски крупнейшего отечественного этномузыкове-
да ХХ века Евгения Владимировича Гиппиуса уникальны как
по масштабу охвата проблем, так и по способу их воплоще-
ния. Широкому кругу читателей известны его фундаменталь-
ные сборники традиционных песен, по уровню нотаций во
многом опередившие свое время и ставшие классическими
в российской науке. В этом же ряду его теоретические тру-
ды. Исследование сборников народных песен М. А. Балаки-
рева открыло текстологическое направление в музыкальной
фольклористике,
исследование русской частушки явилось
одним из источников становления органофонии.
Среди методологических разработок и открытий – по-
ложение об аналитической нотации и внедрение её в прак-
тику отечественного этномузыкознания, концепция рит-
ма, проблематика ареального исследования этнической
музыки или программно-изобразительного комплекса обряда.
Е. В. Гиппиус был в числе зачинателей российских исследо-
ваний в области сравнительного музыкознания.
Существенный вклад в изучение истории этномузы-
кознания вносят статьи и очерки Гиппиуса о выдающихся
деятелях отечественной и мировой науки Э. Хорнбостеле,
К. Штумпфе, В. Беляеве. Гигантский труд был вложен учё-
ным в научное редактирование нотаций традиционных песен
(карел, удмуртов, адыгов, белорусов, тувинцев, балкарцев,
карачаевцев и др.).
Особо следует подчеркнуть значимость вклада
Е. В. Гиппиуса в область изучения этнической инструмен-
тальной музыкальной культуры. Интерес к инструмента-
лизму, своеобразие подхода к его изучению обусловлены
творческим обликом учёного, особенностями его личности,
воспитания, образования, общей культуры и ментальности.

Ключевые слова: Евгений Гиппиус, аналитическая нота-
ция, ареальное исследование, концепция ритма, музыкальная
фольклористика, органофония, фольклорные сборники, срав-
нительное музыкознание, этномузыкознание

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Macijevski, I. V. (2013). Об актуальности творческих исканий Е. В. Гиппиуса для музыкальной науки ХХI века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 49–55. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/116
Раздел
К юбилею Е. В. Гиппиуса
Биография автора

Igor V. Macijevski, Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург)

Игорь Владимирович Мациевский – доктор искусствоведения,
профессор, заведующий секцией инструментоведения

Библиографические ссылки

1. Materialy i stat’i. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya
E. V. Gippiusa [Texts and Articles. Commemorating the
Centennial Anniversary of the Birth of Evgeny Gippius]. Edited
by E. A. Dorokhova, O. A. Pashina. Moscow: Kompizitor Press,
2003. 215 p.
2. Macijevski I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of
Music]. In 2 Volumes. St. Petersburg: Russian Institute of Art
History, 2011. V. 1. 350 p.; 2013. V. 2. 295 p.
3. Macijevski I. V. Khudozhestvennyy tekst v etnicheskoy
muzyke: 21 vek i voprosy translyatsii [The Artistic Text in
Ethnic Music: the Twenty-First Century and Questions of
Transmission]. Pamyati L’va L’vovicha Khristiansena. Istoriya,
teoriya i praktika fol’klora: po materialam IV Vserossiyskikh
nauchnykh chteniy [In Memoriam Lev Christiansen. The History,
Theory and Practice of Folk Music: Following the Materials
of the Fourth Russian Scholarly Conference]. Saratov, 2013,
pp. 52–56.
4. Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naya
muzyka: sb. st. i materialov [Folk Musical Instruments and
Instrumental Music: Compilation of Articles and Materials]. In
2 Sections. Edited and compiled by I. V. Macijevski. Moscow:
Sovetsky Kompozitor Press, 1987. Part 1. 264 p.
5. Utegalieva S. I. Predstavlenie o zvuke i svete v traditsionnoy
muzykal’noy kul’ture kazakhov [Perceptions of Sound
and Light in the Traditional Musical Culture of the Kazakhs].
Pax Sonoris. Issue 6. Astrakhan’, 2012, pp. 27–31.