К вопросу о механизме образования многоголосия в башкирском горловом пении узляу

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galiya R. Bayazitova

Аннотация

Статья посвящена звукообразованию двух голосов в башкир-
ском горловом пении узляу. Данный феномен (синонимы:
двухголосное сольное пение, обертоновое пение и др.) изве-
стен не только в России (в Башкирии, Туве, Хакасии, Якутии,
на Алтае), но и во многих странах мира (Монголия, Китай,
Вьетнам, Тибет и др.). Он представляет собой «сольное двух-
голосие», извлекаемое одним певцом. Физиологические и
акустические аспекты возникновения двух голосов – бурдон-
ного баса и мелодической линии – в башкирском узляу к на-
стоящему времени изучены мало. Попытка объяснить появле-
ние второго (верхнего) голоса была предпринята учёными в
ходе исследования сыгыта (одного из стилей тувинского гор-
лового пения хоомей). Экспериментально было установлено,
что звуки мелодии формируются в вестибулярных складках,
которые сжимаются в узкое отверстие. Однако в этом случае
верхний голос представляет собой свист и по звучанию силь-
но отличается не только от звуков узляу, но от многих других
стилей хоомея. Автор статьи, опираясь на достижения в об-
ласти фониатрии и акустики человеческого голоса, исследу-
ет возможности не только свисткового, но и вибрационного
механизма формирования верхнего голоса в вестибулярных
складках. Кроме того, на основе изысканий, связанных с уча-
стием в голосообразовании бронхиальной системы, объясня-
ются различия в звучании нижнего опорного тона – бурдона –
во время исполнения башкирского узляу и различных стилей
тувинского хоомея. Именно «многоступенчатость» бронхи-
альной системы, являющейся источником звука при фонации,
не только вносит регистровое и тембральное многообразие,
но и расширяет диапазоны звучания, а также позволяет певцу
извлекать одновременно не два, а три и более голосов, то есть
создавать «сольное многоголосие».

Ключевые слова: башкирский музыкальный фольклор,
горловое пение, узляу, хоомей, механизмы голосообразова-
ния, сольное многоголосие

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Bayazitova, G. R. (2013). К вопросу о механизме образования многоголосия в башкирском горловом пении узляу. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 43–48. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/115
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Galiya R. Bayazitova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Галия Раилевна Баязитова – преподаватель кафедры эстрадно-джазового
исполнительства и звукорежиссуры,
соискатель кафедры этномузыкологии

Библиографические ссылки

1. Akhmetzhanova N. V., Bayazitova G. R. Uzlyau kak fenomen muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva bashkir [The Uzlyau as a Phenomenon of the Art of Music Performance of the Bashkirs ]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship], 2008, no. 2 (3), pp. 52–56.
2. Bagrunov V. P. Azbuka vladeniya golosom [The ABC of Possessing the Voice]. Saint Petersburg: Bagrunov Press, 2006. 320 p.
3. Bayazitova G. R. Uzlyau kak fenomen muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva bashkir: issledovanie [The Uzlyau as a Phenomenon of the Art of Music Performance of the Bashkirs: a Research Work]. Ufa: Vagant Press, 2009. 72 p.
4. Vaynshteyn S. I. Fenomen muzykal’nogo iskusstva, rozhdennyy v stepyakh [The Phenomenon of the Art of Music Born in the Steppes]. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography], 1980, no. 1, pp. 149–153.
5. Dal’ V. I. Bashkirskaya rusalka [The Bashkir Mermaid]. Bashkiriya v russkoy literature [Bashkortostan in Russian Literature]. Compilation, Foreword, Bibliographic References and Commentaries, M. G. Rakhimkulov. Ufa: Bashknigoizdat, 1989, vol. 1, pp. 172–188.
6. Zagretdinov R.A. Shkola bashkirskogo gorlovogo peniya: uchebno-metodicheskoe posobie [The School of Bashkir Throat Singing: a Tutorial Manual]. Ufa: Kitap Press, 2011. 304 p.
7. Kyrgys Z. K. Tuvinskoe gorlovoe penie. Etnomuzykovedcheskoe issledovanie [Tuvan Throat Singing. Reasarch in Ethnomusicology]. Novosibirsk: Nauka Press, 2002. 236 p.
8. Lebedinskiy L.N. Iskusstvo “uzlyau” u bashkir [The Art of “Uzlyau” Among the Bashkirs]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1948, no. 4, pp. 48–51.
9. Rabotnov L. D. Osnovy fiziologii i patologii golosa pevtsov [The Foundations of Physiology and Pathology of Singers’ Voices]. Moscow: Muzyka Press, 1932. 159 p.
10. Rybakov S.G. Muzyka i pesni ural’skikh musul’man s ocherkom ikh byta [Music and Songs of the Ural Muslims with an Overview of their Everyday Life]. Saint Petersburg, 1897. 326 p.
11. Sataloff Robert T. Chelovecheskiy golos [The Human Voice]. V mire nauki [In the World of Science], 1993, no. 2–3, pp. 50–59.
12. Chernov B. P. Gorlovoe penie – drevneyshiy pamyatnik pevcheskogo tvorchestva tyurkov Sibiri [Throat Singing – One of the Earliest Landmarks of the Art of Singing among the Turkic Peoples of Siberia]. Aktual’nye problemy izucheniya muzykal’nykh kul’tur stran Azii i Afriki [Topical Problems in the Studies of the Musical Cultures of Asia and Africa]. Tashkent, 1983, pp. 138–140.
13. Chernov B. P. Maslov V. T. Fenomen tuvinskogo dvukhgolosiya [The Phenomenon of Tuvan Two-Voiced Sonorities]. Priroda [Nature], 1978, no. 6, pp. 48–49.