Подблюдные песни в традиции русских старожилов северных районов Удмуртской Республики
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье анализируются подблюдные песни «Илею», за-
писанные в северных районах Удмуртии под руководством
автора в ходе комплексных экспедиций Фольклорно-эт-
нографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-
Петербургской государственной консерватории и Детской
школы искусств пос. Новый Воткинского района Удмур-
тии. Представленные материалы раннее не публиковались
и до настоящего времени не были предметом специального
изучения. В традиции русских старожилов Удмуртии под-
блюдные песни являются единственным песенным жанром
календарного фольклора святочного периода. Автор выяв-
ляет их жанровую специфику, а также музыкально-стилевое
своеобразие, которое раскрывается через различные ком-
поненты музыкально-поэтического языка: поэтику, компо-
зицию, ритм, лад и интонацию. С одной стороны, данные
компоненты выступают в качестве черт стиля подблюдных
песен, с другой стороны, позволяют увидеть их языковое
родство с песенно-хореографическими жанрами фольклора.
Опознавательной чертой подблюдных песен местной тради-
ции выступает припев «Илею». Типологические признаки
подблюдных песен свидетельствуют об их принадлежности
к раннему историко-стилевому пласту.
Ключевые слова: подблюдные песни, русские старожи-
лы Удмуртской Республики, музыкальный фольклор
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zemtsovskiy I. I. Melodika kalendarnykh pesen [Melodicism in Calendar Songs]. Leningrad: Muzyka Press, 1975. 224 p.
3. Korol’kova I. V. Podblyudnye pesni v Smolenskikh traditsiyakh [The Christmastide Fortunetelling Songs in Traditions of the Smolensk Region]. M. I. Glinka. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [M.I. Glinka. Towards his Bicentennial Anniversary: Materials from the International Musicological Conference]. Moscow, 2006, vol. 2, pp. 341–345.
4. Mekhnetsov A. M. Podblyudnye pesni Belozer’ya [The Christmastide Fortunetelling Songs of the Belozeryie Region]. Russkaya narodnaya pesnya: Stil’. Zhanr. Traditsiya: sb. nauch. st. [Russian Popular Song: Style. Genre. Tradition: Compilation of Articles]. Leningrad: LOLGK, 1985, pp. 101–135.
5. Mekhnetsov A. M. Russkie gusli. Nauchno-metodicheskoe posobie s videoprilozheniem k al’manakhu «Russkaya traditsionnaya kul’tura» [The Russian Gusli. A Scholarly Methodological Manual with a Supplemental Video to the Almanac “Russian Traditional Culture”]. Moscow: Rodnik, 1998. 24 p.
6. Rubtsov F. A. Intonatsionnye svyazi v pesennom tvorchestve slavyanskikh narodov: Opyt issledovaniya [The Intonational Interconnections in the Slavic Peoples’ Song Legacy: Experience of Research]. Leningrad: Sovetsky kompozitor, 1962. 115 p.
7. Rubtsov F.A. Osnovy ladovogo stroeniya russkikh narodnykh pesen [Fundamentals of Modal Construction of Russian Folk Songs]. Leningrad: Muzyka Press, 1964. 96 p.
8. Smolenskiy muzykal’no-etnograficheskiy sbornik [the Smolensk Compilation of Articles on Music and Ethnography]. Vol. 1. Kalendarnye obryady i pesni [Calendar Rituals and Songs]. Executive editor: O. A. Pashina. Moscow: Indrik, 2003, 760 p.
9. Starodubtseva S. V. Russkaya horovodnaya traditsiya Kamsko-Vyatskogo mezhdurech’ya [The Russian Khorovod Tradition on the Territory Between the Kama and Vyatka Rivers]. Izhevsk: UIIJaL UrO RAN, 2001. 421 p.