О национальной специфике и традициях жанра в сонатах для виолончели и фортепиано композиторов республик СССР
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются сонаты для виолончели и фортепиано композиторов республик
СССР в контексте взаимодействия традиций трактовки жанра и национальной специфики
средств выразительности. Акцентируется внимание на том, что произведения отличаются
разнообразием творческих решений. Для большинства сонат характерно соблюдение типовых
параметров жанра – использование структурных (трёхчастный сонатный цикл) и стилевых
констант (тембровое слияние, равнозначность инструментальных партий, диалогический
тип взаимодействия инструментов). Ряд произведений отмечен индивидуализированным
подходом, который обусловлен авторской концепцией, использованием современных
композиторских техник письма или жанровым синтезом. В этом случае для сонат характерны
нетипичные композиционные и драматургические решения, персонификация партий,
конфликтное соотношение тембров.
В статье подчёркивается, что в большинстве сочинений используется тематизм,
опирающийся на интонационные формулы народной музыки, а также особые тембровые
краски, оригинальные приёмы игры и способы звукоизвлечения, имитирующие звучание
народных инструментов. В статье отмечено, что сонаты для виолончели и фортепиано
композиторов республик Советского Союза отразили основные тенденции эволюции жанра
и внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры ХХ столетия.
Ключевые слова: музыка в СССР, жанр сонаты для виолончели и фортепиано,
национальная специфика музыкального тематизма.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dolinskaya Ye. B. Predislovie k gramplastinke [Preface to the Gramophone Record]. Vagram Saradzhyan, cello. Performers: K. Khachaturyan (piano), E. Mirzoyan (piano). Moscow: Melodiya, 1979. 33 rpm, stereo. (GOST 5289-73). C 10-1275959-60. Contents: Khachaturyan K. Sonata for cello; Mirzoyan E. Sonata for cello.
3. Raaben L. N. Sovetskaya kamerno-instrumental'naya muzyka [Soviet Chamber Instrumental Music]. Leningrad: Muzgiz, 1963. 340 p.
4. Silvestrov V. V. Dozhdat'sya muzyki: lektsii-besedy: po materialam vstrech, organizovannykh Sergeem Pilyutikovym [To Wait for the Music to Arrive: Lectures-C: Based on the Materials of Meetings Organized by Sergey Pilyutikov]. Kiev: Dukh i litera, 2012. 368 p.
5. Shitikova R. G. Programmnaya sonata v muzyke ХХ veka [The Programmatic Sonata in 20th Century Music]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research]. 2015. No. 2–23, pp. 5228-5234.
6. Shcherbakov Yu. V. Muzykal'noe proizvedenie v kontekste teorii zhanra [The Musical Work in the Context of the Theory of Genre]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political, and Legal Disciplines, Cultural Studies, and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. No. 11 (101), pp. 123–125.
7. Ruah-Midbar M. Shapiro and Omri Ruah Midbar Outdoing Authenticity: Three Postmodern Models of Adapting Folkloric Materials in Current Spiritual Music. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2017. Vol. 54, No. 3, pp. 199–231.
8. Schmelz P. Valentin Silvestrov and the Echoes of Music History. The Journal of Musicology. California: University of California Press, 2014. Vol. 31, No. 2, pp. 231–271.
9. Sephus N. H., Lanterman A. D., Anderson D. V. Modulation Spectral Feature In Pursuit of Invariant Representations of Music with Application to Unsupervised Source Identification. Journal of New Music Research. Swets & Zeitlinger publishers, 2015. Vol. 44, Issue 1, pp. 58–70.
10. Thompson T. Folklore beyond the Human: Toward a Trans-Special Understanding of Culture, Communication, and Aesthetics. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2018. Vol. 55, No. 2, pp. 69–92.
11. Tuohy S. Collecting Flowers, Defining a Genre: Zhang Yaxiong and the Anthology of Huaer Folksongs. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2018. Vol. 55, No. 1, pp. 113–149.