«Большая форма» в отечественной рок-музыке 1970–1980-х годов (на примере творчества ВИА «Песняры»)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena A. Savitskaya

Аннотация

В статье рассматривается развитие «гибридных» жанров и форм в отечественной рок-музыке 1970–1980-х годов. Движение к крупной сценической форме шло с двух сторон – академическая традиция расширяла и обновляла свой жанрово-стилевой спектр за счёт средств рок-музыки, рок стремился к «высокому искусству». Несмотря на сложные условия бытования и идеологическое давление, рок-коллективам удавалось реализовывать масштабные художественные замыслы. Внимание автора статьи сфокусировано на жанрах рок-оперы и рок-кантаты и их образцах в творчестве ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), прежде подробно не рассматривавшихся в исследовательской литературе.
В качестве основного материала выступают произведения из репертуара белорусского ВИА «Песняры» – рок-опера «Песнь о доле» (музыка Владимира Мулявина) и рок-кантата «Гусляр» (музыка Игоря Лученка). Анализируются особенности драматургии, сюжетного и музыкально-тематического развития, звуковой ткани, образных характеристик персонажей, стилевого синтеза (на основе фольклора, различных направлений рок-музыки, джаза, эстрадной песни); рассматриваются аспекты сценического исполнения и студийной записи. Делается вывод о близости подобного рода экспериментов ВИА и рок-групп исканиям академической музыкальной традиции второй половины ХХ века.

Ключевые слова: рок-музыка, рок-опера, рок-кантата, рок-театр, ВИА, вокально-инструментальный ансамбль, «Песняры», Владимир Мулявин, Игорь Лученок, жанрово-стилевой синтез.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Savitskaya, E. A. (2019). «Большая форма» в отечественной рок-музыке 1970–1980-х годов (на примере творчества ВИА «Песняры»). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 167–178. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.167-178
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Elena A. Savitskaya, Государственный институт искусствознания

Савицкая Елена Александровна, кандидат искусствоведения, старший научный
сотрудник сектора художественных проблем массмедиа

Библиографические ссылки

1. Andrushchenko E. Yu. A. Lloyd-Webber i «muzyka iz byvshego SSSR»: u istokov «tret'ego napravleniya» [Lloyd-Webber and “Music from the Former USSR”: At the Source of “The Third Direction”]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Music Almanac]. 2014. No. 4, pp. 40–50.
2. Bobrova M. S. Otechestvennyy myuzikl i rok-opera v kontekste zhanrovykh vzaimodeystviy v muzyke vtoroy poloviny XX – nachala XXI veka: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Russian Musical and Rock Opera in the Context of Genre Interactions in the Music of the Second Half of the 20th Century and the Beginning of the 21st Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2011. 23 p.
3. Didenko T. А. Rok-muzyka: na puti k «bol'shoy forme» [Rock Music: On the Path towards the “Large Form”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1987. No. 7, pp. 23–29.
4. Kozlov A. S. Dzhazist. T. 1. Sud'ba netipichnogo sovetskogo cheloveka [The Jazzman. Vol. 1. The Destiny of an Untypical Soviet Person]. Moscow: Mysl': Artbit, 2011. 272 p.
5. Kostyuk E. B. Populyarnye muzykal'nye napravleniya i zhanry XX veka: dzhaz, myuzikl, rok-muzyka, rok-opera: uchebnoe posobie [Popular Music Styles and Genres of the 20th Century: Jazz, Musicals, Rock Music, Rock Operas: Tutorial Manual]. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2008. 192 p.
6. Misevich V. L. “Pesnyary”. Ya roman s prodolzhen'em pishu [“Pesnyary”. I am Writing a Novel with a Continuation]. Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyy uchyonyy Publ., 2018. 504 p.
7. Porfir'eva A. L. Estetika roka i sovetskaya rok-opera [Rock Aestethics and Soviet Rock Opera]. Sovremennaya sovetskaya opera [Contemporary Soviet Opera]. Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinematography. Leningrad, 1985, pp. 123–136.
8. Tkachenko V. V. Problemy rok-opery (na primere muzykal'no-scenicheskikh sochineniy A. Rybnikova): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Issues of Rock Opera (on the Example of the Musical and Stage Works of Alexei Rybnikov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 22 p.
9. Tsuker A. M. I rok, i simfoniya [Both Rock Music and a Symphony]. Moscow: Kompozitor, 1993. 304 p.
10. Tsuker A. M. Otechestvennaya massovaya muzyka: 1960–1990: uchebnoe posobie [Russian Mass Music: 1960–1990: The Tutorial]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Publishing House, 2012. 198 p.
11. Savitskaya E. A. From Rock Symphony to Metal Opera: Classical Genres and Forms in Rock Music. Music Science Toady: the Permanent & the Changeable. No. 3 (11). Scientific Papers. Daugavpils: Daugavpils University Academic Press Saules, 2019, pp. 40–48.