Об организации звукового пространства в Прологе драматической оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Valentina V. Azarova

Аннотация

Целью исследования является обнаружение пути к «действительному синтезу» в прологе драматической оратории «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера. Анализ композиции, драматургии и музыкального языка Пролога как обобщающего по смыслу крупного раздела произведения приводит к пониманию закономерностей взаимодействия структурных элементов драматической пьесы и вокально-симфонической формы. Автор рассматривает смысловые и композиционные функции диалога как особой формы высказывания, характерной для пьес драматического театра и для известных разновидностей литургической музыки X–XV вв. (тропы, «священные драмы», миракли, мистерии). В результате анализа выявляются композиционные особенности вокально-симфонических и вербальных эпизодов Пролога, определяются смысловые и музыкально-драматургические функции его структурных единиц, связанных с музыкальным воплощением молитвенного текста Клоделя «Из бездны я вознесла свою душу…» и начального стиха на латыни из Псалма 129
«De profundis clamavi ad Te, Domine».
В звуковом пространстве Пролога «Жанны д’Арк на костре» выявлена драматургическая многоплановость, определено значение связующих композиционных элементов (межтекстовых связей). Сделаны выводы: о временно́й многомерности как форме преодоления композитором линейности сюжетного повествования, позволившей современникам 1930–1940-х годов воспринимать смысл «Жанны д’Арк на костре» как актуальный; о методах развития полифонической музыкальной ткани в вокально-симфонической композиции Пролога драматической оратории; о претворении в композиции Пролога баховских принципов «контрапункта аффектов» и «централизующей силы равнодействия аффектов». Важными оказались наблюдения над драматургическими рифмами в композиции Пролога; о смысловой значимости литургической сферы в музыкально-драматургическом развитии произведения;
о духовном измерении времени и вечности, раскрывающем в Прологе драматической оратории смысл явления, определённого Артюром Онеггером как «действительный синтез».

Ключевые слова: драматическая оратория, пролог, Жанна д’Арк, Артюр Онеггер, звуковое пространство, литургия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Azarova, V. V. (2019). Об организации звукового пространства в Прологе драматической оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 150–158. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.150-158
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Valentina V. Azarova, Санкт-Петербургский государственный университет

Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры
органа, клавесина и карильона

Библиографические ссылки

1. Azarova V. V. Khristianskaya kontseptsiya poemy P. Klodelya «Zhanna d’Ark na kostre» [The Christian Conception of the Poem ‘Jeanne d’Arc au bǔcher’ by Paul Claudel]. Kul'tura i iskusstvo [Culture and Art]. 2018. No. 9, pp. 1–26. DOI: 10.7256/2454-0625.2018.9.27253. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27253 (Publication Date: 31.08.2018).
2. Bakhtin M. M. Izbrannoe. T. 1: Avtor i geroy v esteticheskom sobytii [Selected Works. Vol. 1: The Author and the Hero in the Aesthetic Event]. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2017. 554 p.
3. Bakhtin M. M. Izbrannoe. T. 2: Poetika Dostoevskogo [Selected Works. Vol. 2: The Poetics of Dostoevsky]. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2017. 512 p.
4. Gadamer G. G. Aktual'nost' prekrasnogo [Gadamer H. G. The Relevance of the Beautiful]. Moscow: Iskusstvo, 1991, 368 p.
5. Druskin M. S. Passiony I. S. Bakha [The Passions by Johann Sebastian Bach]. Leningrad: Muzyka, 1972. 88 p.
6. Onegger A. O muzykal'nom iskusstve [Honegger A. About The Art of Music]. Translation from the French; Comments by V. N. Alexandrova, V. I. Bykov. Leningrad: Muzyka, 1979. 264 p.
7. Pulenk F. Dnevnik moikh pesen. Ya i moi druz'ya [Poulenc F. Diary of My Songs. My Friends]. Translation from the French by J. M. Grushanskaya. Moscow: Kompozitor, 2005. 160 p.
8. Claudel P. Mes idées sur le Théâtre. Paris, Gallimard, 1966. 240 p.
9. Deramond Julie. Jeanne d’Arc en littérature. Actes du colloque d’Orléans. Mai 2009. URL : http://juliederamond.free.fr/Site%20Julie/Articles%20ju/J.%20Deramond,%20Les%20voix%20de%20Jeanne%20au%20bucher.pdf (22.03.2019).
10. Honegger A. Jeanne d’Arc au bûcher pour choeur mixte, choeur d’enfants & orchestre. Oratorio dramatique sur un texte de Paul Claudel. Paris: Editions Salabert. Imprimé en Italie. Milano, 2013. 259 p.